04.01.2012 ¦ Габриэль Вольфсон, журналист ИА "Курсор"
Если оппозиции нет, то все дозволено. Так, перефразируя известное выражение Достоевского, можно охарактеризовать атмосферу, царящую в коридорах сегодняшней власти и порожденные этой атмосферой шаги главы правительства, его окружения и партии. Когда рейтинг высок и прочен, когда главные противники вдохновенно заняты внутренними распрями, когда конкуренты в собственной партии малочисленны и еще менее эффективны, то можно себе позволить небольшие шалости. Не уверен, что именно так рассуждают в окружении премьер-министра Биньямина Нетаниягу, но из некоторых последних шагов главы правительства создается впечатление, что в коридорах сегодняшней власти воцарился дух МАПАЯ – «Мы рождены, чтобы властвовать». Как учит история, именно в такие моменты зреют первые ростки будущего краха. И крах этот может произойти гораздо раньше, чем кто-либо предполагает.
Биньямин Нетаниягу. Фото: Уриэль Синай. Getty Images
«Предвыборные песни не потребуются нам в ближайшие два года», - заявил глава правительства на недавнем заседании ЦК партии. Этот форум, собравшийся ни много ни мало для того, чтобы изменить устав партии, когда-то был наиболее ярким спектаклем в Израиле, с которым не могли сравниться ни «Габима», ни Камерный театр. Драмы, интриги, громогласные выступления, отключения микрофонов. Последнее заседание был классическим съездом давно правящей партии – монотонным, скучным и немного липким. Выступающие соревновались в славословиях в адрес Биньямина Нетаниягу, огромным большинством голосов утвердили желаемые им изменения устава и разошлись по домам.
«Я терпеть не могу Биби, но мы же не самоубийцы, чтобы выступать против лидера партии, который так популярен в народе. Мы хотим оставаться у власти, будем поддерживать Нетаниягу до тех пор, пока он нас к этой власти приводит», - сказал автору этих строк один из участников съезда.
Кстати, о славословиях. Кто бы ни был автором хвалебных дифирамбов в адрес премьер-министра, зачитанных на церемонии памяти жертв пожаров на Кармеле, он сослужил Нетаниягу плохую службу. Нужно быть бесконечно уверенным в своем иммунитете против общественной критики, чтобы пойти на такой шаг. Сравнения с Северной Кореей немного преувеличены, но совсем немного. Внимание, уделяемое этому скандалу израильскими СМИ, также утратило всякие пропорции, но Нетаниягу и его окружение отлично знают, что их ошибок ждут с особым нетерпением. Проблема того, что произошло на Кармеле не столько в приглаженном тексте, сколько в утрате инстинкта самосохранения.
А между тем не слишком понятно, на чем зиждется такая уверенность нынешней власти в собственной незаменимости. На протяжении трех лет, проведенных Биньямином Нетаниягу в канцелярии главы правительства, он последовательно и неуклонно следовал выбранным им курсом, цель которого одна: не раздражать. Желательно никого, а в первую очередь тех, без кого нельзя обойтись. Так Нетаниягу сформировал одно из самых больших в истории Израиля правительств (не самое большое, "Кадиму" подводит память), обеспечив себе минимум недовольных. Так Нетаниягу формирует, а вернее, не формирует, свою повестку дня. Он немного за реформу судебной власти, но блокирует законопроекты, на эту реформу направленные. Он чуть-чуть за диалог с палестинцами, но не идет на шаги, которые позволили бы этот диалог возобновить. Он слегка за свержение власти ХАМАСа (это, кстати, фигурирует первым пунктом в коалиционном соглашении между "Ликудом" и НДИ, но кто в Израиле всерьез относится к обязательствам?), но делает все, чтобы избежать конфронтации в секторе Газы. Он в некоторой степени за поселенчество в Иудее и Самарии, но замораживает его и не пытается призвать к порядку министра обороны, стремящегося это замораживание де-факто сделать вечным. Этот список можно продолжать еще долго.
За три года Биньямин Нетаниягу принял два решения: он обменял Гилада Шалита на 1027 террористов и начал строительство забора на границе с Египтом, чтобы остановить поток нелегалов, рвущихся в Израиль. Не слишком много, когда речь идет о человеке, получающем зарплату (немаленькую) за то, чтобы он принимал решения.
Справедливости ради признаем, синдром молчальника охватил Биньямина Нетаниягу еще до прихода к власти. Те, кто помнят предвыборную кампанию 2009 года, затруднятся восстановить конкретную программу, с которой шел лидер «Ликуда» на выборы. Он, правда, обещал обуздать ХАМАС (житель юга нервно смеются), добиться «экономического мира» с палестинцами (теперь нервно смеется Абу-Мазен) и понизить налоги на 20% (вам весело?), однако как говорил в свое время Леви Эшколь, «Я обещал, но никогда не обещал выполнить». Биньямин Нетаниягу не выполнил того немногого, что всерьез обещал. Вряд ли ему кто-то это вспомнит перед следующими выборами.
Но наш премьер-министр не только не принимает решений, но и не считает нужным посвящать израильтян в свои планы. Остановите сегодня 10 человек на улице и спросите: «К чему стремится нынешний премьер-министр?» Единственный внятный ответ, который вы получите – «К сохранению власти». Это легитимно само по себе, более того, не надо впадать в дешевое ханжество и деланно ужасаться при виде политика, для которого сохранение власти – главный интерес. Таковы законы политической игры, а высокие идеалы хороши, когда ты в глубокой оппозиции. Но если кроме постоянных попыток удержаться наверху, политик не делает практически ничего, то политиком он остается и возможно неплохим. Лидером – вряд ли. И кстати, сохранение статуса-кво – это тоже программа, и в условиях Израиля, очень возможно, единственно правильная. Озвучьте ее, господин премьер-министр! Кто-то согласится, кто-то оспорит.
Но на исходе третьего года существования правительства, наверное, пришла пора покинуть бункер и заговорить с народом. С тем самым, которого вскоре вы попросите о доверии еще на четыре года.
У Биньямина Нетаниягу сегодня нет серьезных конкурентов – ни внутри своей партии, ни вне ее. На предстоящих 31 января праймериз против него будет баллотироваться, судя по всему, один лишь Моше Фейглин. Лидер фракции «Еврейское руководство» в «Ликуде» не рассчитывает на победу над Нетаниягу. Он продолжает укреплять позиции в институтах партии, и судя по тому, как стремились пообниматься с Фейглиным зубры «Ликуда» на недавнем съезде ЦК, он своей цели планомерно добивается. После прошлых праймериз, Нетаниягу дурнопахнущими трюками вытолкнул Фейглина с реального места. Если в следующий раз Фейглину удастся провести на реальные места 2-3 своих сторонников, это может быть важнее, чем место лидера партии. Нетаниягу есть чего опасаться.
На общеизраильской арене премьер-министр популярен, как никогда. По всем опросам общественного мнения, в том, что касается соответствия должности премьер-министра, он намного опережает Ципи Ливни, уже не говоря о Шауле Мофазе, Эхуде Бараке и Авигдоре Либермане. Лишь там, где в опросе фигурируют опция «никто из упомянутых», Нетаниягу уступает первенство этому незримому «против всех». Израильтяне честно заявляют, что из всех действующих фигур они предпочитают Нетаниягу. Но только из действующих. На безрыбье, как известно….
Такая популярность ненадежна. Политтехнологи «Кадимы» точно зафиксировали возвращение моды на атаки против ультраортодоксов и поселенцев. Ципи Ливни вышла из подполья и пытается оседлать этого конька.
В отличие от неуклюжих попыток лидера оппозиции представить себя борцом за социальное равенство в Израиле, антирелигиозная кампания (порой граничащая с откровенным подстрекательством), обильно приправленная лозунгом «Нетаниягу идет на поводу у экстремистов», может оказаться эффективной. Израильские СМИ дадут этой кампании неограниченный эфир, и у самой импотентной за последние 20 лет оппозиции, появится шанс. Кстати, в 1999 году главным посылом Эхуда Барака было «Нетаниягу – заложник экстремистов». Результаты известны. Антирелигиозная истерия вместе с социальной демагогией способны спутать карты в предстоящих выборах. Появление на сцене новых или хорошо забытых игроков, таких как Арье Дери могут в одночасье поставить под вопрос гегемонию власти нынешнего главы правительства.
Как это часто бывает в израильской политике, главная угроза премьер-министру исходит от него самого, от не всегда добросовестного окружения и от чрезмерно успокоительных опросов. Многие болезни незаметны до тех пор, пока они не проявляются во всей разрушительной силе. Такова и природа политических крахов. Биньямину Нетаниягу сегодня слишком спокойно, чтобы он мог себе позволить и дальше ничего не делать и молчать.
Перепечатано с http://www.polosa.co.il
Комментариев нет:
Отправить комментарий