М. Амусин

Книга посвящена очередному разоблачению«Протоколов сионских мудрецов». Эко, давно и последовательно отстаивающий демократические, антифашистские позиции, прекрасно сознает ядовитую сущность этой фальшивки, ее зловещую роль в прошлом и опасность, которую она сохраняет по сегодняшний день. И он ставит себе цель - дезавуировать «Протоколы» путем демонстративного обнаружения родословной этого «документа», наглядного выявления его смехотворного состава и убогой структуры. Ради этого он мобилизует весь свой богатый арсенал аналитических, риторических и изобразительных средств, включая гротеск, шарж, приемы детективного и фельетонного повествования.

Морис Жоли
Сама идея еврейского заговора включается в череду аналогичных мифических проектов: якобинского, иллюминатского, тамплиерского. Симонини потребовался автору для того, чтобы «сфокусировать» столь обширный и разнообразный историко-информационный материал и не дать расслабиться читательскому вниманию. Похождения и приключения Симонини – на службе у «служб» - тесно переплетены с судьбой «Протоколов», а отталкивающая сущность «антигероя» лишний раз подчеркивает их злонамеренную фальшь.

Эдуард Дрюмон и первая полоса его газеты "Свободное слово" с сообщением об осуждении А. Дрейфуса под заголовками: "Предатель осуждён" и "Долой евреев!"
Порой кажется даже, что автор «перебирает» по части комплексов и фобий, отягощающих его героя. Но если поразмыслить, становится ясно: Эко стремится показать, из какого «психологического сора» вырастает антисемитизм. Но он идет и дальше, к глубинным архетипам человеческого сознания и подсознания. Ведь существенная причина патологической популярности «Протоколов» - в падкости человеческой природы на тайну и дармовщину. Как приятно и усладительно прикоснуться к секрету, к плану, составленному некоей зловещей и тайной группой, стремящейся к господству над миром! Разгадка этого секрета дает, к тому же, простые ответы на сложные вопросы, она позволяет отыскать тут же, под боком, козлов отпущения, на которых легко возложить вину за собственные трудности и проблемы, а часто и за ошибки, провинности. При этом незачем спрашивать с себя, брать на себя ответственность – она всегда лежит на «другом», на враге, постоянно строящем против тебя козни. Да и льстит это самолюбию – чувствовать себя объектом – а пусть и жертвой – некоей зловещей программы, запущенной столетия назад и действующей в глобальных, всемирных масштабах!

Да мы ведь сами, на опыте общественной жизни в Израиле, знаем, что и у нас, евреев, нет иммунитета от этого вируса, от болезни самоутверждения и самолюбования за счет отторжения, очернения других. Это так легко – ненавидеть, в лучшем случае недолюбливать, ближних и дальних: президента США Обаму и турецкого премьера Эрдуана, европейцев и иранцев, палестинцев и прочих арабов, а сверх того «черных» (в обоих израильских смыслах слова), «русских», левых, поселенцев, шасников, либералов, участников социального протеста. Это греет и добавляет вкуса жизни.
Пётр Иванович Рачковский

В романе убедительно показывается, насколько глубоко коренятся в человеческой натуре примитивные и негативные стереотипы, легковерие, нетерпимость. Так, может быть, и смысла нет с ними бороться? Эко, демократ и рационалист, отказывается признать ситуацию безнадежной. «Мессидж» его книги – противостоять дурману фобий, догм, темных мифов разумом и смехом. Не сдаваться и понимать, понимать и не сдаваться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий