материал размещен в «Московском
комсомольце»
« Супер шедевры русской поэзии. Стихотворения»
- так называется миниатюрный 9-томик,
появившийся в нескольких московских книжных
магазинах
Я убежден, что с течением
времени у каждого даже самого выдающегося поэта остается всего лишь несколько
десятков стихотворений, представляющих интерес для нашего современника с точки
зрения эстетической, художественной, нравственной. – С.
Габай
Семен
Габай
|
Приятно взять в руки, симпатичное оформление, но, в
общем-то – комплект как комплект, и томики как томики. Тем не менее, его
инициатор, составитель и издатель Семен Габай почему-то в интервью в газетах и
на сайте говорит о том, что замысел этого издания – уникален, и что комплект
этот появился в результате принципиально нового, альтернативного подхода к
изданию классиков русской поэзии.
Так в чем же здесь заключена новизна,
альтернативность? С выяснения этого я и начинаю
беседу с Семеном Габаем.
- Томики эти изданы «карманным» форматом, в каждом
из них – примерно 60-70 страниц стихотворных произведений. Между тем поэтические
сборники малого формата и объема издаются в России уже давно, может быть, даже с
дореволюционных времен. Любители поэзии такие томики уже многие десятки лет
приобретают, читают…
- Это верно, поэтические сборники малого
объема и формата и прежде издавались. Но как они формировались?
- В них отбирались стихотворения того или иного
автора по принципу, чтобы была представлена разная тематика, отражались разные
творческие периоды. И никто при этом не ставил задачи отбора у каждого поэта
только его самых лучших стихов, именно супершедевров. А ведь у любого, даже
самого выдающегося поэта, далеко не все равноценно. Что-то было пробой пера,
что-то было злободневным, интересным только для той эпохи, что-то явилось
попросту творческой неудачей, какие-то образы, стихотворные приемы устарели за
минувшие десятилетия. И потому современному читателю неинтересно, скучно читать
многое из того, что написано классиками прошлых времен.
Есть, например, у Пушкина стихотворение,
начинающееся строчкой: «Румяный критик мой, насмешник толстопузый». Ну кому это
сейчас интересно?! Я когда начал не так давно перечитывать собрание сочинений
Пушкина, просто в ужас пришел – сколько у него с точки зрения сегодняшнего дня
скукоты! Да и у кого есть в сейчас время читать эти тысячи неинтересных сегодня
строк? Поэтому, отчасти, и падает интерес к поэзии. А его необходимо возрождать,
усиливать – без поэзии невозможно наше сегодняшнее полноценное духовное,
нравственное существование - без таких, скажем, гениальных пушкинских стихов,
как «Я помню чудное мгновенье», «Свободы сеятель пустынный».
Или возьмем, к примеру, Блока. Большинство его
эстетствующих «Стихов о прекрасной даме» уже даже через несколько лет после их
написания становились анахронизмом. Но когда мы читаем: «В час утра, чистый и
хрустальный, У стен московского Кремля Восторг души первоначальный Вернет ли мне
моя земля?» - я уверен, что и через тысячу лет такие строчки будут
восприниматься с подъемом, с воодушевлением.
Я убежден, что с течением времени у каждого даже
самого выдающегося поэта остается всего лишь несколько десятков стихотворений,
представляющих интерес для нашего современника с точки зрения эстетической,
художественной, нравственной. Вот именно такие стихи я и отбираю для каждого
томика…
- Но это ведь именно вы отбираете. А кто-нибудь
другой отберет другие стихи. Это же очень
субъективно!
- Мне нередко приходится слышать упреки именно в
субъективности, в ограниченности такого подхода. Но я с такими упреками не
согласен. Да, мне нравятся, например, тютчевские стихотворения «Я встретил вас,
и все былое», или «Есть в светлости осенних вечеров». Но разве это только лишь
мое субъективное восприятие? Разве эти стихотворения не являются истинными
шедеврами и русской, и мировой поэзии, вершинами мирового поэтического
искусства?!
Профессиональные литераторы, ценители поэзии знают
наверняка, какие стихотворения бессмертны, а какие обречены на забвение. Это
касается не только поэзии – исполнители музыкальных произведений, скажем, сонат
Шопена, прекрасно знают, каким из них слушатели внимают с благоговением, а каким
– со скукой .
- Ну, отобрали, ну, поместили, ну, читатели прочли.
Но ведь и без ваших томиков все это можно прочесть. И все-таки – в чем особый
смысл такого отбора?
- Вот тут мы и подходим к самому главному в моем
замысле – к попытке решения некоторых основных издательских – в том числе и
финансовых, коммерческих проблем. Вспомним о некоторых характерных реалиях
нашего века. Во-первых – о тотальной нехватке времени. А с моими томиками я себе
представляю такую ситуацию: собирается утром человек на работу, сунул в карман
томик, предположим, Тютчева, сел в автобус, и за эти полчаса, что он едет на
работу, он прочел этот томик. И если до этого он, предположим, Тютчева не знал и
не любил, то теперь можно сказать, что Тютчева – все лучшее, что у этого поэта
есть – он уже знает. И любит. И будет перечитывать. А всего за месяц те из
молодых людей, которые не очень-то знали отечественных поэтов, будут уже знать
всю отечественную поэзию.
Таким образом, вся русская поэзия может уместиться
на краешке стола. И мне кажется, что наступила пора, чтобы на смену огромным
книжным шкафам, занимающим полквартиры, пришли на смену небольшие полочки,
умещающие в себе огромный познавательный, интеллектуальный, духовный
потенциал.
Теперь – о коммерческой стороне этого проекта.
Поскольку томики – маленькие, у них и цена-то мизерная – каждый томик, можно
сказать, равнозначен стоимости стакана семечек! Купить такой 9-томничек – вполне
доступно любому гражданину России. И, кроме того, у этого комплекта – вид
подарочного издания. Я, конечно, необъективен и пристрастен, но какой это, с
моей точки зрения, замечательный подарок!
Я, кстати, предлагал этот свой комплект в России
Министерству просвещения в виде минихрестоматии, предлагал библиотекам, высшим
учебным заведениям. Пока – все безрезультатно. Был, правда, опубликован
небольшой благоприятный отклик в «Литературной газете», очень доброжелательно
оценили этот мой проект в Институте русского языка и литературы Академии Наук
РФ. Но на сегодняшний день мало кто знает об этом издании – нужны средства на
рекламу, на раскрутку в Интернете… В московских магазинах 9-томник продавался
мизерным тиражом, о том, что он выставлен на сайте, практически никто не
знает.
- Но в случае, если бы этот проект «пошел», у вас
есть идеи насчет его расширения, добавления авторов?
- Само собой разумеется. Во-первых, еще далеко не
полностью исчерпаны имена. Есть томики Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Пастернака,
Блока, Есенина, Цветаевой, Набокова, Ахмадулиной. Но, естественно, добавлять
есть кого – и из классиков, и из наших современников.
Кроме того, мною задуманы тематические сборники, в каждый из которых войдут стихи нескольких авторов - к примеру, я сейчас готовлю к печати томик под названием «Все тайны счастья» (это набоковская строчка). Здесь будут представлены лучшие стихотворения русских поэтов о счастье – когда они собраны вместе, под одной обложкой, они производят удивительное, ошеломляющее впечатление. Недаром Пушкин в одном из писем Нащокину утверждал, что несчастья, возможно, действительно хорошая школа, но счастье – есть лучший университет.
Кроме того, мною задуманы тематические сборники, в каждый из которых войдут стихи нескольких авторов - к примеру, я сейчас готовлю к печати томик под названием «Все тайны счастья» (это набоковская строчка). Здесь будут представлены лучшие стихотворения русских поэтов о счастье – когда они собраны вместе, под одной обложкой, они производят удивительное, ошеломляющее впечатление. Недаром Пушкин в одном из писем Нащокину утверждал, что несчастья, возможно, действительно хорошая школа, но счастье – есть лучший университет.
Если же говорить об уж очень отдаленных
перспективах, то я не исключаю подобное издание и зарубежных авторов – как
переводов их стихотворений на русский, так и в оригиналах, на языке написания -
с такими изданиями можно было бы, конечно, попытаться выйти и на зарубежные
просторы.
- А проявлется ли интерес к «Супершедеврам» в
стране вашего нынешнего проживания – в Израиле?
- Такой интерес, без сомнения, сохранили
представители старшего поколения русскоязычных репатриантов. Но и многие наши
дети и внуки тянутся к русской поэзии. Я могу говорить об этом с уверенностью,
не понаслышке: я нередко выступаю среди русскоязычной молодежи с чтением
литературно-поэтических композиций, и вижу, с каким потрясающим вниманием
подростки слушают стихотворения Пушкина, Есенина, Блока,
Цветаевой.
приобрести это издание можно в Интернет-магазине по адресу supershedevri.com
При информационной поддержке
Русскоязычного центра информации и культуры (РЦИК) в Израиле
Комментариев нет:
Отправить комментарий