С точки зрения расиста
Леонид Радзиховский
Как известно, самые вкусные вопросы – неприличные. По крайней мере – неполиткорректные. Про секс. Про здоровье. Про деньги. Про национальность.
Понятие «политкорректность» пришло к нам из США. Между тем именно там как раз – наряду с крайним ханжеством/политкорректностью – принято громко обсуждать эти вопросы. И о здоровье (здоровье политиков – типичная тема СМИ). И о сексе («дело Клинтона» – совершенно не исключение). И о деньгах (рейтинги «Форбс»). И о национальности.
Все знают определение: Америка – плавильный котел. Придумал это, разумеется, еврей, Израэль Зангвилл. 100 лет назад он написал пьесу под таким названием. Однако плавильный-то он плавильный, а как раз в США этническое происхождение людей обсуждается куда более открыто, чем в Европе, которую «плавильным котлом» не называют.
Вот какую статистику мне удалось на сей счет «нарыть» (главный источник – Wikpedia. The Free Encyclopedia).
Всего в США – около 295 млн жителей. По национальному составу они разделяются таким образом.
Около 38 млн – афроамериканцы, в просторечии – негры.
Американцы азиатского происхождения – около 12 млн, из них 3 млн – китайцы, 3 500 000 – арабы.
Испаноязычные (выходцы из Латинской Америки) – примерно 42 млн.
Остальные – около 200 млн – белые.
Если до сих пор всё соответствует нашим представлениям, то дальше многих из нас ожидают сюрпризы.
А именно: самая большая европейская группа – немцы и потомки немцев. Их в США около 48 млн. На втором месте ирландцы – 44 млн. И только на третьем – англо-американцы, которых около 37 млн, включая 5 млн шотландцев, а также выходцев из Северной Ирландии, Уэльса и т. д. Причем из них собственно англичан, т. е. англосаксов, всего 24 500 000 человек, чуть больше 8% населения! Понятно, почему я пишу «всего» – ведь именно эта этническая группа вот уже свыше 200 лет железно держит все лидирующие позиции в плавильном котле, им принадлежит вся полнота власти в политике, бизнесе, во всех значимых аспектах жизни общества. При этом абсолютно никаких формальных преимуществ у них, разумеется, нет и никогда не было. Всего лишь самоорганизация американского общества. В общем, вот так устроен «котел» его «поварами» – отцами-основателями.
Далее следуют: 26 млн итальянцев. Около 10 млн поляков. Примерно 6 млн евреев, около 5 млн русских, примерно столько же украинцев, 4 500 000 голландцев. И далее «по мелочи» еще около 15 млн человек (отметим свыше 1 млн греков).
Теперь интересно сравнить это с элитными группами в американском обществе.
Для начала напомню «историческую развертку». Джордж Буш – 43-й президент США. Среди этих 43 главных американцев было 3 ирландца (в том числе Кеннеди и Рейган), 2 немца (генерал Эйзенхауэр, главнокомандующий в годы войны с Германией, и Гувер), 3 голландца (включая Теодора и Ф. Д. Рузвельтов). Остальные 35 – англичане, из них 8 шотландцев, включая Джорджа Вашингтона.
А теперь посмотрим на элиты сегодняшнего дня.
«Бизнес Америки – это бизнес» (президент Кулидж). Так и начнем с бизнес-элиты. В США (согласно «Форбсу») живут 358 миллиардеров, примерно 1 миллиардер на 800 тыс. человек. Так вот, из них по 1 негру (телеведущая Опра Уинфри), армянину, персу, венгру, корейцу, кубинцу, ирландцу (потомок Генри Форда), по 2 голландца, индуса, араба, мексиканца, по 3 грека и ливанца, 4 китайца, 5 немцев, 7 итальянцев. Всего – 37. 36 миллиардеров на более чем 250 млн американцев «не англосаксов», т. е. в среднем по 1 миллиардеру на почти 7 млн человек.
Далее: 108 миллиардеров евреев, по 1 примерно на 55 тыс. американских евреев.
И, наконец, 213 миллиардеров, контрольный пакет – англо-американцы, те самые 37 млн человек. Если к тому же вычесть из их рядов 10 миллиардеров-шотландцев, то получаем 203 миллиардера на 24 млн англосаксов, 1 миллиардер на 120 тыс. человек, включая три первых номера в списке (№ 4 – уже еврей, компьютерный гений Майкл Делл).
Таков сравнительный рейтинг конкурентоспособности наций в США в самом важном аспекте – в бизнесе. По 1 миллиардеру – на 55 тыс. евреев, на 120 тыс. англосаксов и на 7 млн «всех остальных». По некоторым штатам картина еще выразительнее. Например, в самом богатом штате США, Калифорнии, на 36 млн жителей 90 миллиардеров. При этом в штате 2% населения – евреи, и они же дают больше трети миллиардеров (31 человек, в том числе 2 самых богатых человека в Калифорнии, оба бизнесмены в области высоких технологий, один из них – сын русских эмигрантов, создатель Google Сергей Брин). Во втором по богатстве штате – Нью-Йорке (19 млн жителей, 49 миллиардеров) – евреи составляют около 5% населения (и их число всё время снижается благодаря ассимиляции), и среди них 34 миллиардера, около 70% нью-йоркских миллиардеров, включая трех самых первых (№ 3 – всем известный Сорос).
Теперь от денег перейдем к «уму». В США живут 160 лауреатов Нобелевской премии в области науки. По 1 индусу, бельгийцу, румыну, французу, мексиканцу, норвежцу, шведу, голландцу, по 2 чеха, шведа, итальянца, японца, араба, 6 китайцев, 10 немцев. Есть еще «смеси» (поляк-итальянец, немец-голландец, немец-француз, немец-голландец-француз, швед-норвежец). Итого – 39 человек «представляют» около 250 млн американцев, 1 нобелевский лауреат на 6 400 000 человек.
Далее: 60 лауреатов Нобелевской премии – англичане, из них 51 «чистый» англосакс – 1 лауреат менее чем на 500 тыс. человек.
И, наконец, евреи – относительные и даже абсолютные (!) чемпионы. 61 еврей-лауреат Нобелевской премии, 1 лауреат менее чем на 100 тыс. человек!
Последний пункт – власть. В верхней палате конгресса, в сенате, – 100 членов. Среди них по 1 сербу, ливанцу, негру, китайцу, японцу, мексиканцу. По 2 поляка, кубинца, грека, 3 итальянца, 4 немца, 6 ирландцев. 11 (или 12, включая сенатора Керри) – евреев. И 64 (или 63) англо-американца (включая 1 шотландца). Кстати, надо сказать, что такое обильное представительство евреев в сенате появилось только в последние годы. До 1950-х годов, когда евреи составляли около 4%, их в сенате практически не было (только как редкое исключение), в 1950-х в сенате одновременно было 2 еврея, в 1960-х – 3, в 1970-х – 6, в 1980-х – 8. И вот сейчас – 11 (или 12). По мере того как доля евреев в населении уменьшилась более чем в 2 раза (с 4 до менее 2%), их доля в сенате увеличилась в добрых 6 раз. Это означает их всё более полную интеграцию в высшую политическую элиту общества.
Что касается губернаторов штатов, то из 50 губернаторов по 1 венгру, мексиканцу, сербу, французу, по 2 немца, итальянца, еврея, 3 поляка и 35 англо-американцев (1 губернатор – немец-русский-ирландец).
* * *
Я привел только цифры. Интерпретировать их всякий может в меру своей испорченности. Но два слова сказать всё же хотелось бы.
Как ни банальны слова Черчилля «Демократия – худший вид власти, не считая всех остальных», но, с моей точки зрения, национальная структура власти в США их полностью подтверждает. Мягкая власть англосаксонского меньшинства (почти абсолютная в политике, «контрольный пакет акций» в экономике и очень сильное влияние в науке) – образец сильного, но не давящего демократического управления. Как это достигается, за счет какой «паутины неформальных отношений», мы можем гадать (кстати, в демократических США почти 20 сенаторов из 100 «по праву рождения» принадлежат к высшей элите – дети сенаторов, конгрессменов, послов, генералов и т. д.). А огромная мера участия евреев в экономике, науке, политике этой страны – разве это не достижение американской демократии, поставившей энергию и способности евреев на пользу их родине, Соединенным Штатам Америки?
Я далек от безоблачной картины «Земли обетованной» и безоблачных прогнозов. Столь большое участие евреев, естественно, вызывает антисемитизм (кстати, раньше, когда роль евреев в американской элите была существенно ниже, антисемитизма было существенно больше – в том числе среди той же элиты). Но раз уж я упоминал Черчилля, приведу еще один его всем известный афоризм. «Мы – не антисемиты. Мы не считаем себя глупее евреев». Что ж, англо-американцы делом доказали правоту обеих частей этого утверждения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий