Тишина воцарилась во время заседания членов парламентского комитета здравоохранения в Израиле, когда 83-летняя Дора Рот обрушила на депутатов поток критики за то, что они тратят время на бесконечные споры, в то время какпережившие Холокост умирают в нищете. Жительница города Тивон сама прошла через ужасы того периода, а после своей обличительной речи в Кнессете стала практически национальной героиней.
- Для меня большая честь разговаривать с вами. Речь, которую вы произнесли в Кнессете, всколыхнула общество, и многие верят, что теперь ситуация изменится.
Дора Рот:
«Когда я пришла в Кнессет и высказала в глаза депутатам все те неприятные вещи, которые они не хотели бы слышать, то совсем не ожидала, что моя речь произведет такой эффект. Я говорила абсолютно искренне и чувствовала себя в этот момент рупором всех тех, кому удалось пережить ужасы Холокоста. Должна сказать, что власти нашей страны обошлись с ними весьма некрасиво. Я осмелилась заявить, что государство совершило большую ошибку и должно заботиться об этих людях и предоставлять им все необходимое, абсолютно все! Я вспоминаю, как приехала в Израиль в 1952 году. В те времена Германия материально поддерживала людей, которые пострадали в годы Холокоста, и, надо сказать, выделяла на это огромные суммы денег. Безусловно, тогда израильское правительство очень нуждалось в деньгах, которые шли на развитие молодого Еврейского Государства. Тем не менее, с тех пор прошло уже 65 лет, и все, кто пережил Холокост, состарились. Очевидно, что пожилые люди сильнеенуждаются в медицинской помощи, им нужно больше лекарств, заботы и много чего другого. Так почему бы не предоставить им все необходимое? Правительство воспользовалось нашими деньгами, моими деньгами. Вот о чем я сказала в Кнессете. И каким-то образом эти несколько слов услышали все израильтяне. Затем мне начали поступать звонки от людей со всей страны, в особенности детей 15-16 лет. Они сказали: «Нам стыдно, что люди, пережившие Холокост, забыты государством и лишены всего необходимого». И это говорили подростки, представляете? Я очень горжусь тем, что у нас есть такие ребята».
- Двухминутный фрагмент вашего выступления, который был показан по телевидению, изменил жизни многих израильтян.
Дора Рот:
«Знаете, а я ведь совсем не считаю себя героиней. В тот момент я просто подумала, что у меня впервые в жизни появилась возможность высказать свои мысли там, где меня могли услышать».
- А когда Вы вернулись домой, позвонил премьер-министр?
Дора Рот:
«Я была немного удивлена, что мне позвонил сам премьер-министр нашей страны. Когда раздался телефонный звонок, я сняла трубку и спросила: «Чем я могу быть полезна?», а он ответил, что желает поговорить со мной. Но это, на самом деле, не так уж и важно. А вот что действительно имеет значение, так это внесение изменений в законодательство. В настоящее время в Израиле проживает 240 тысяч людей, которым удалось выжить во время Холокоста. Поэтому необходимо предпринимать активные действия прямо сейчас! И под действиями я подразумеваю изменение законодательства, а не создание очередного комитета, потому что пока политики занимаются демагогией, проблемы тысяч таких, как я, жертв Холокоста будут игнорироваться, а сами люди будут забыты».
- Ваша жизнь – это история успеха.
Дора Рот:
«В прошлом в моей жизни было немало горя, но сейчас я с полной уверенностью могу назвать себя счастливым человеком. Когда я только приехала в Израиль, меня направили в маабару. Для тех, кто не знает что это, я расскажу. Так называли лагеря для еврейских переселенцев, которые должны были обеспечить временным жильем большое количество новых репатриантов и беженцев, среди которых были как эмигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки, так и пережившие Холокост в Европе. Как вы можете догадаться, в таком палаточном городке довольно холодно в январе, так что его никак нельзя было назвать подходящим местом для ребенка, который переболел туберкулезом, как я. Со временем я устроилась на работу, где встретила своего будущего мужа. Он был доктором. Возможно, он влюбился в меня с первого взгляда, поскольку подошел ко мне поговорить буквально через мгновение после того как увидел. Вскоре мы поженились и прожили с ним 26 лет душа в душу. К сожалению, мой супруг скончался в возрасте 54 лет. Но наш брак был очень счастливым, так что мне грех жаловаться. У меня двое замечательных детей и пятеро внуков. Когда начались военные действия, один из них, Том, позвонил мне. Я сказала ему: «Знаешь, тебе ведь совсем не обязательно рваться на передовую, лучше побудь в тылу». На что он ответил: «Но бабушка, я хочу этого». Потом я задумалась над его словами и поняла, что именно ради этого я и жила: я воспитывала своих детей и внуков настоящими патриотами. Я очень этим горжусь, и можно сказать, что это обстоятельство делает меня счастливой».
- Ваше выступление в Кнессете всколыхнуло общественность. Что Вы сейчас чувствуете?
Дора Рот:
«Я чрезвычайно удовлетворена тем эффектом, который моя речь произвела на депутатов Кнессета. Не знаю, удалось ли мне с помощью этого выступления приблизить решение материальных проблем людей, выживших в годы Холокоста, но я, по крайней мере, рассказала чиновникам о том, в каком бедственном положении находятся многие из них в наши дни. Думаю, что ни мои внуки, ни дети, ни вы, ни кто-либо другой не способен понять, каково это – голодать в течение шести лет. Я очень надеюсь, что ситуация изменится. Но, по правде говоря, люди устроены так, что уже через несколько дней они не вспомнят ни моего имени, ни моей речи в израильском парламенте. Со временем эта история забудется, и все снова станет как прежде. А я уже не в том возрасте, чтобы продолжать борьбу».
- Дора, спасибо, что приняли нас в своем доме. Мне было очень приятно пообщаться с вами.
Дора Рот:
«Спасибо, что пришли. Буду рада видеть вас снова».
Будем надеяться, что критику Доры Рот примут во внимание люди, которые способны изменить к лучшему положение всех переживших Холокост, от имени которых говорила эта женщина.
Рон Якобсон, JN1, Тивон
Комментариев нет:
Отправить комментарий