Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 23 мая 2012 г.

Алия повторного разлива


Взято с http://cursorinfo.co.il/blog/aliya-povtornogo-razliva.php

17/08/2008
By 
Почему еврейская родина любит лишь заблудших своих сыновей?
О том, сколько израильтян покидают историческую родину и возвращаются на доисторическую, не ведомо никому. Ни МВД, ни министерству абсорбции, ни даже ЦСБ, который по идее обязан знать все.
Еще лет пятнадцать назад любые упоминания об оттоке граждан из Израиля проходили под грифом “сов. секретно” и были доступны только очень важным государственным чиновникам и спецслужбистам. Ибо заведомо предполагалось, что ни в одной другой стране мира еврею не может так вольно дышаться, как на молочно-медовых берегах. Ну а тот, кто вольнодумно пытался опровергнуть данную константу, зачислялся есть не во враги сионизма, то во всяком случае в его (сионизма) недоброжелатели. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.


На волне большой алии из тогда еще существующего СССР, когда в день приезжало репатриантов больше, чем уезжало за пятилетку, на подобные капризы никто особого внимания не обращал. Тот факт, что народ пачками валил в Израиль, а не в почти закрытую Америку и еще почти не открытую Германию, уже сам по себе служил доказательством неоспоримого преимущества сионизма над всеми прочими “измами” и возбуждал великодержавных националистов, подобно виагре. А уж при таком возбуждении самой природой велено видеть только то, что хочется.
Одностороннее движение в сторону Сиона довольно быстро сменилось двусторонним. И хотя статистика по-прежнему рапортовала о выдающихся рекордах алии, очереди у израильского посольства на Большой Ордынке заметно редели, а у американского, австралийского, германского – как раз наоборот. Да и Израиль параллельно стал усиленно прирастать конторами, гарантирующими райскую жизнь за океаном каждому, кто не нашел таковой на исторической родине.
И народ потянулся на выход. Пока в Иерусалиме, Тель-Авиве и Димоне принюхивались к аромату русской алии и привыкали к виду профессора с метлой, Рабинович нашел свое счастье в Торонто, Хаймович – в Монреале. Миша Казаков, Макс Леонидов, Андрюша Усачев, Валя Никулин вернулись в Москву. Невостребованных инженеров позвала в дорогу “Силиконовая долина”, ученые с радостью меняли метлу на кафедру в каком-нибудь Вашингтоне.
Ничего особенного в этом не было. Из Израиля граждане уезжали и прежде, основав многотысячные колонии в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и том же Торонто. Вот только от “колбасной алии” подобной неблагодарности, похоже, никто не ожидал. Так как бежать, не отожрав своей доли дерьма, равносильно предательству. Опять же со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В 1993 году, отправляясь в Москву по заданию газеты “Хадашот” (то была первая попытка отечественных СМИ разобраться, почему “русские” покидают Израиль), я обратился с запросами во все заинтересованные ведомства с просьбой поделиться статистикой об “отъезжантах” (“йордим”, если на иврите). И получил ответ, что таковой не имеется, ибо проследить за “единичными миграциями” невозможно. К тому же “никаких четких критериев, определяющих, что гражданин Израиля выехал за границу на ПМЖ, нет”.
Судя по всему, за минувшие 15 лет четких критериев так и не появилось. А посему в СМИ по-прежнему появляются либо ориентировочные цифры (“в настоящее время за рубежом проживает не менее полумиллиона израильтян”), либо данные, взятые с потолка (“говорят, что в Москве сегодня проживает не менее 50-60 тысяч граждан Израиля”). Что же касается официальной статистики, то ее просто нет. Хотя попытки упорядочить чехарду цифири и предпринимаются.
В конце минувшей недели ЦСБ сообщило, что, по его данным, в 2006 году Израиль покинули 22.400 граждан. Однако тут же последовало разъяснение, что к “невозвращенцам” отнесены только те, кто в течение года ни разу не появился на родине. Таким образом осталось совершенно непонятным, насколько достоверна приведенная статистика.
Демографы, например, усомнились в точности данных ЦСБ, сочтя их явно завышенными. Год, полагают ученые, – слишком короткий период, чтобы сделать вывод о невозвратных настроениях израильтян. Многие граждане страны учатся за рубежом, находятся в длительных командировках, работают в израильских представительствах, наконец. Пусть они и не отмечаются ежегодно в Израиле, зато связей со своей страной не теряют и покидать ее не намереваются.
Для убедительности ученые напоминают, что 23% из тех, кто уехал в 2006 году из Израиля на длительный срок, вернулся до апреля 2008 года. А это значит, считают они, цифра, приведенная Центростатом, никак не может претендовать на абсолютно точную.
С другой стороны практика “годичного замера” ущербна и потому, что гражданину, давно перебравшемуся за границу, ничто не мешает приехать в Израиль (на праздники, например, или бабушку навестить) и тем самым обмануть компьютеры МВД. И тут совершенно непонятно, будут ли его по-прежнему считать “невозвращенцем” или же назовут “повторным репатриантом” (“тошав хозер”), если он задержится в стране на несколько месяцев.
ЦСБ полагает, что с момента создания государства Израиль и до конца 2006 года выехали из страны и не вернулись 653 тысячи граждан. Однако и эту статистику приходится принимать с оговорками. Как, к примеру, следует поступать с израильтянами, которые умерли за границей? Или с детьми, которых нарожали там граждане Израиля?
По мнению аналитиков, мнение которых приводит “Едиот ахронот”, речь в данном случае может идти о 530 тысячах “невозвращенцах”. Ну, в крайнем случае – о 558 тысячах.
В министерстве абсорбции склонны доверять статистике ЦСБ. Так, генеральный директор ведомства Эрез Хальфон не исключает, что за границей постоянно проживают “более 650 тысяч израильтян, в том числе, по нашим оценкам, 50 тысяч в Москве и 16 тысяч в Киеве”. При этом Хальфон нисколько не сомневается, что “основная часть покинувших страну хотели бы вернуться в Израиль”.
Откуда взялась подобная уверенность, сказать сложно. Сам Хальфон утверждает, что его выводы базируются на основании опросов и личных бесед с “зарубежными” израильтянами. Странно, что по опросам все 100% не изъявили готовность немедленно вернуться: признаться в любви (пусть и дистанционной) к родине еще не мешало никому.
Тем не менее, в минабсорбции, да и всем правительстве в целом, очень серьезно готовятся к приему вторичной алии (первичной-то уже почти нет, даже Эфиопию закрыли). На этот счет даже разработана специальная государственная программа, которая сулит массу льгот и самые разнообразные виды помощи тем, кто согласится вернуться.
А числе прочего, речь идет о налоговых скидках в течение первого года повторной абсорбции; специальные ссуды на предпринимательскую деятельность до 100.000 шекелей под 2% годовых; частичная оплата расходов на переезд и первичное обустройство; погашение задолженности перед “Битуах леуми”; помощь в поиске работы и субсидирование зарплаты (за каждого принятого на работу “гражданина-повторника” компаниям обещано от министерства 22.440-31.416 шекелей).
Дорогих возвращенцев обещают порадовать особыми ставками для врачей и научных работников: они либо автоматически получат работу в больницах и исследовательских компаниях, либо министерство будет в течение трех лет оплачивать половину их зарплаты (правда, непонятно в каком размере).
Для других специалистов предусмотрены аналогичные программы по трудоустройству в университетах, государственных организациях, исследовательских институтах и на крупных заводах. Минабсорбции согласно оплатить экзамены на подтверждение квалификации (врачам, дантистам, фармацевтам, медсестрам, ветеринарам, адвокатам, бухгалтерам и т.д.) и еще выплачивать стипендию по 1200 шекелей в течение трех месяцев учебы.
Помимо этого бывшим гражданам, согласным стать настоящими, положены 30% скидки на авиабилеты компании “Эль-Аль” и право на провоз дополнительного багажа.
Те, кто вернулся в Израиль после пребывания за границей сроком от двух до пяти лет, получат от ЦАХАЛа полугодовое освобождение от резервистских сборов. Те, кто находился за границей более пяти лет, при обращении в ЦАХАЛ получат освобождение на год.
Всего на охмурение беглецов государство выделило 150 миллионов шекелей. Да еще пообещало увеличить перечень льгот, чтобы добро пожаловали они на горячо любящую их родину.
Конечно, при отрицательных темпах алии (в 2007 году на ПМЖ в Израиль въехало 18.129 человек, а уехало из него почти на 10 тысяч больше) приходится радоваться и такому приварку. Однако есть тут одна загвоздка. Выходит, для того чтобы получить льготы от государства предварительно следует из этого государства свалить и прожить на чужбине не менее 2-5 лет? А без этого, стало быть, никак.
Восклицания, типа «А не проще ли сделать так, чтобы граждане пачками не валили из Израиля», отбросим за абсурдностью. Ясно, что не проще. Но в этом случае есть только три выхода: либо запереть страну железным занавесом; либо заведомо согласиться с тем, что рано или поздно все граждане уедут в поисках лучшей жизни; либо попробовать хотя бы что-то сделать. Ну, скажем, чтобы ученые не махали метлами, инженеры не томились в «шмире», а доктора не волочили каталки по коридорам больниц.
Чтобы молодые люди видели перспективу, а назначения на престижные должности не производилось по звонкам и блату. Чтобы вместо туманных обещаний мира правительство наконец занялось реальной безопасностью, а о существовании репатриантов не вспоминали бы только в день приезда и в канун выборов…
Сбудутся ли когда-либо эти фантазии? Скорее всего, нет. Потому что перекупать собственных граждан на самом деле проще, чем переделать Израиль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий