Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 12 марта 2013 г.

Михаэль ДОРФМАН. Шесть контрразведчиков говорят Израилю: «Кончай оккупацию»



Посмторел "Gatekeepers"
...Ещё я думал, что не бывает так просто – мы были там сорок лет, мы принесли людям много горя, мы совершали там страшные вещи, а теперь окончим оккупацию, скажем через мегафон: «Все свободны, всем спасибо», и все проблемы решатся. Палестинцы куда-то денутся, а мы заживём припеваючи у самого синего моря. Ведь так бывает только в сказке.
--
Dorfman-wiki2По­ли­тик, во­ен­ный, лидер, всю жизнь он гнул жёст­кую линию. В конце жизни он по­ни­ма­ет, что зашёл не туда и не туда повёл свой народ. Он ре­ша­ет лик­ви­ди­ро­вать дело всей своей жизни, чтобы вы­ве­сти народ из ту­пи­ка. Об этом фильм Дрора Морэ «Шарон», сня­тый ещё в 2008-м. Ше­сте­ро на­чаль­ни­ков из­ра­иль­ской спец­служ­бы, от­вет­ствен­ной за кон­троль над на­се­ле­ни­ем в ок­ку­пи­ро­ван­ной Па­ле­стине, при­шли, чтобы ска­зать, что надо кон­чать эту ок­ку­па­цию. Об этом фильм «По­след­няя стра­жа».




Я помню Дрора Море, когда он сни­мал ре­клам­ные ро­ли­ки для Ари­э­ля Ша­ро­на. Он был и оста­ёт­ся че­ло­ве­ком пра­вых взгля­дов. Вот толь­ко по­ня­тие пра­виз­ны в Из­ра­и­ле по­ме­ня­лось. Из­ра­иль стре­ми­тель­но ле­ве­ет, се­год­ня у пра­вой пар­тии пре­мьер-ми­ни­стра Из­ра­и­ля Би­нья­ми­на Нета­нья­ху — про­грам­ма левой пар­тии «Мерец» 1980 года. Вот толь­ко, чтобы не про­га­дать, всё более левые идеи из­ра­иль­ский из­би­ра­тель по­ру­ча­ет ре­а­ли­зо­вы­вать всё более пра­вым де­я­те­лям. А ещё ли­бе­раль­ная пред­ста­ви­тель­ная де­мо­кра­тия ис­чер­пы­ва­ет себя. Она за­ня­та са­мо­со­хра­не­ни­ем, от­се­и­вая ли­де­ров и остав­ляя де­я­те­лей. В этом из­ра­иль­ский па­ра­докс.
Ше­сте­ро от­став­ных ру­ко­во­ди­те­лей ШАБАК – Служ­бы общей без­опас­но­сти — контр­раз­ве­ды­ва­тель­ной спец­служ­бы, за­ни­ма­ю­щей­ся в ос­нов­ном ра­бо­той с ара­ба­ми, при­шли дать ин­тер­вью для филь­ма, чтобы ска­зать: из­ра­иль­ская ок­ку­па­ция – это бремя, гро­зя­щее раз­ва­лить Из­ра­иль, и она долж­на за­кон­чить­ся. Ше­сте­ро – это все ру­ко­во­ди­те­ли ШАБАК, те, кто се­год­ня жив.

Ше­сте­ро - Юваль Дис­кин (2005-2011), Ави Дих­тер (2000-2005), Ами Аялон (1996-2000), Карми Гилон (1995-1996), Яаков Пери (1988-1994) и Ав­ра­ам Шалом (1981-1986) – от­нюдь не пре­крас­но­душ­ные ли­бе­ра­лы. Эти люди про­во­ди­ли до­про­сы и пытки, то­чеч­ные лик­ви­да­ции и кол­лек­тив­ные на­ка­за­ния. Они соб­ствен­но и были ав­то­ра­ми тех ан­ти­тер­ро­ри­сти­че­ских так­тик, ко­то­рые про­во­дят США, Рос­сия и Китай. Эти люди по­свя­ти­ли жизнь без­опас­но­сти Из­ра­и­ля. Они го­да­ми обес­пе­чи­ва­ли про­дол­же­ние из­ра­иль­ской ок­ку­па­ции Па­ле­сти­ны. Они — как по­след­няя стра­жа у ворот. Они при­шли к вы­во­ду, что, от­ве­чая на тер­ро­ризм, Из­ра­иль сам за­нял­ся тер­ро­риз­мом, стал по­хо­жим на сво­е­го врага – «ХАМАС». И те­перь контр­раз­вед­чи­ки вышли от­кры­то, чтобы ска­зать, что ок­ку­па­ция не при­ве­дёт к по­ли­ти­че­ско­му ре­ше­нию во­про­са, то есть к миру.
Шестеро отставных руководителей ШАБАК – Службы общей безопасности, контрразведывательной спецслужбы, занимающейся в основном работой с арабами, пришли дать интервью для фильма, чтобы сказать: израильская оккупация – это бремя, грозящее развалить Израиль, и она должна закончиться
Ше­сте­ро от­став­ных ру­ко­во­ди­те­лей ШАБАК – Служ­бы общей без­опас­но­сти, контр­раз­ве­ды­ва­тель­ной спец­служ­бы, за­ни­ма­ю­щей­ся в ос­нов­ном ра­бо­той с ара­ба­ми, при­шли дать ин­тер­вью для филь­ма, чтобы ска­зать: из­ра­иль­ская ок­ку­па­ция – это бремя, гро­зя­щее раз­ва­лить Из­ра­иль, и она долж­на за­кон­чить­ся
Морэ, как и боль­шин­ство из­ра­иль­тян, про­шёл служ­бу в армии. Он го­во­рит, что одной из при­чин, по­че­му он сде­лал фильм, стало то, что его соб­ствен­ный сын те­перь со­би­ра­ет­ся в армию. «Мой сын идёт в армию через две неде­ли, — го­во­рил Морэ. — Я бо­ял­ся, что ему тоже при­дёт­ся слу­жить на па­ле­стин­ских тер­ри­то­ри­ях, пат­ру­ли­ро­вать в этих пе­ре­ул­ках, аре­сто­вы­вать людей, вла­мы­вать­ся в их дома по­сре­ди ночи. Какое вли­я­ние это будет иметь на его душу? Какое вли­я­ние это будет иметь на лич­ность мо­ло­до­го маль­чи­ка, ко­то­рый толь­ко что за­кон­чил сред­нюю школу?»
В 2003 году пре­мьер-ми­нистр Ари­эль Шарон, счи­тав­ший­ся яст­ре­бом, неожи­дан­но за­явил, что Из­ра­иль не может дер­жать па­ле­стин­цев под ок­ку­па­ци­ей до бес­ко­неч­но­сти. Шарон за­слу­же­но счи­тал­ся отцом по­се­ле­ний в ок­ку­пи­ро­ван­ной Па­ле­стине, и он понял, что при­шло время де­мон­ти­ро­вать по­се­ле­ния и пойти на уре­гу­ли­ро­ва­ние.
В 2008 году Морэ снял до­ку­мен­таль­ный фильм «Шарон». «Шарон стро­ил по­се­ле­ния, но в ка­кой-то мо­мент понял, что по­се­лен­че­ская де­я­тель­ность не слу­жит ин­те­ре­сам Из­ра­и­ля, — рас­ска­зы­вал Морэ. — Он из­ме­нил свои взгля­ды и ска­зал: “Это да­ле­ко зашло, и если я лидер, ко­то­рый бо­ле­ет за бу­ду­щее го­су­дар­ства Из­ра­иль, то надо за­кан­чи­вать ок­ку­па­цию”».
«Я не верю, что Шарон дей­стви­тель­но думал, что па­ле­стин­ская ад­ми­ни­стра­ция, с ко­то­рой он имел дело, осо­бен­но Ясир Ара­фат, была го­то­ва к до­сти­же­нию мира. Од­на­ко Шарон знал, что это ос­нов­ной ин­те­рес Из­ра­и­ля – как на меж­ду­на­род­ном уровне, так и внут­ри стра­ны. И он дви­гал­ся впе­рёд. Он был готов де­мон­ти­ро­вать по­се­ле­ния – дело всей своей жизни».
Нет смыс­ла пе­ре­ска­зы­вать фильм. Его надо по­смот­реть, хотя это нелёг­кое за­ня­тие. Меня по­ра­зил кадр, где па­ле­стин­ская ба­буш­ка раз­би­ва­ет камни, чтобы детям было чем ки­дать в ок­ку­пан­тов во время вос­ста­ния 2000-2005 годов, по­лу­чив­ше­го на­зва­ние Вто­рой ин­ти­фа­ды. Контр­раз­вед­чи­ки го­во­рят страш­ные и нели­це­при­ят­ные вещи. Они рас­ска­зы­ва­ют о ев­рей­ском по­се­лен­че­ском тер­ро­риз­ме про­тив па­ле­стин­цев. О так на­зы­ва­е­мом ев­рей­ском под­по­лье, пы­тав­шем­ся взо­рвать ме­че­ти на Хра­мо­вой горе, ко­то­рую арабы на­зы­ва­ют Харам аш Шариф. Тер­ро­ри­сты имели силь­ное лобби в ко­ри­до­рах вла­сти, и через пару лет их всех от­пу­сти­ли. И они по­ня­ли, что им всё доз­во­ле­но. Карми Гилон, воз­глав­ляв­ший ШАБАК во время, когда Ицх­а­ка Ра­би­на убил уль­тра­пра­вый ак­ти­вист Игаль Амир, го­во­рит в ка­ме­ру: «Мы сде­ла­ли мил­ли­о­ны людей несчаст­ны­ми…. Я по­ла­гаю, мы уви­дим ещё по­ли­ти­че­ские убий­ства».
«Шарон строил поселения, но в какой-то момент понял, что поселенческая деятельность не служит интересам Израиля, — рассказывал Дрор Морэ. — Он изменил свои взгляды и сказал: “Это далеко зашло, и если я лидер, который болеет за будущее государства Израиль, то надо заканчивать оккупацию”»
«Шарон стро­ил по­се­ле­ния, но в ка­кой-то мо­мент понял, что по­се­лен­че­ская де­я­тель­ность не слу­жит ин­те­ре­сам Из­ра­и­ля, — рас­ска­зы­вал Дрор Морэ. — Он из­ме­нил свои взгля­ды и ска­зал: “Это да­ле­ко зашло, и если я лидер, ко­то­рый бо­ле­ет за бу­ду­щее го­су­дар­ства Из­ра­иль, то надо за­кан­чи­вать ок­ку­па­цию”»
Ав­ра­ам Шалом счи­тал­ся «же­лез­ным» опе­ра­тив­ни­ком. Он сла­вил­ся сво­и­ми жёст­ки­ми ме­то­да­ми по от­но­ше­нию к па­ле­стин­ско­му на­се­ле­нию. Те­перь Шалом го­во­рит, что мы стали по­хо­жи­ми на немец­ких ок­ку­пан­тов. Это страш­но. Это то, что го­во­рят мар­ги­на­лы. То, что го­во­рят ан­ти-си­о­ни­сты. То, что было в Из­ра­и­ле табу. Шалом, как никто дру­гой, знает, о чём го­во­рит, и он имеет право это ска­зать. По ка­ким-то при­чи­нам в филь­ме не осве­ще­на био­гра­фия Ав­ра­ама Ша­ло­ма. Он ро­дил­ся в Вене в 1930 году. Он не знал, что он еврей, пока учи­тель За­ко­на бо­жье­го не велел ему уби­рать­ся вон из клас­са.
Когда про­изо­шёл ан­шлюс, Шалом был на пло­ща­ди, видел Гит­ле­ра, слы­шал его речь и уже по­ни­мал, что это де­ма­гог. После Хру­сталь­ной ночи мать за­ста­ви­ла его пойти в школу. Его од­но­класс­ни­ки, его быв­шие дру­зья, из­би­ли его до по­лу­смер­ти. Ав­ра­ам Шалом не по­на­слыш­ке знал, что зна­чит быть от­вер­жен­ным при ра­сист­ском ре­жи­ме. Он про­чув­ство­вал, как это бы­ва­ет. Ро­ди­те­ли его дру­зей, ука­зы­вая на него, го­во­ри­ли своим чадам: «Не дружи с этим маль­чи­ком, по­то­му что он не такой, как мы. Он ниже нас». Срав­не­ние по­ве­де­ния из­ра­иль­ской армии в ок­ку­пи­ро­ван­ной Па­ле­стине с по­ве­де­ни­ем на­ци­стов не да­лось Ав­ра­аму Ша­ло­му легко.
Я смот­рел фильм и думал, что боль­шин­ство из­ра­иль­тян под­спуд­но всё знают про ок­ку­па­цию. Опро­сы по­ка­зы­ва­ют, что боль­шин­ство же­ла­ет её окон­ча­ния. Офи­ци­аль­но пра­ви­тель­ство якобы же­ла­ет ре­ше­ния во­про­са в рам­ках двух го­су­дарств. Од­на­ко из­ра­иль­ская по­ли­ти­че­ская си­сте­ма боль­ше не спо­соб­на вы­дви­нуть ре­ши­тель­ных ли­де­ров, спо­соб­ных за­бо­тить­ся о чем либо, кроме со­хра­не­ния соб­ствен­ной вла­сти.
Ещё я думал, что не бы­ва­ет так про­сто – мы были там сорок лет, мы при­нес­ли людям много горя, мы со­вер­ша­ли там страш­ные вещи, а те­перь окон­чим ок­ку­па­цию, ска­жем через ме­га­фон: «Все сво­бод­ны, всем спа­си­бо», и все про­бле­мы ре­шат­ся. Па­ле­стин­цы ку­да-то де­нут­ся, а мы за­жи­вём при­пе­ва­ю­чи у са­мо­го си­не­го моря. Ведь так бы­ва­ет толь­ко в сказ­ке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий