На вопрос, можно ли называть политическую систему в Израиле апартеидом, большинство наших сограждан ответят вопросом: вы видели где-то раздельные вагоны в поездах? Раздельные места на скамейках в парках? Раздельные районы проживания? 20 февраля в Институте Ван-Лир собрались те, кто считают, что всё это так или иначе присутствует в израильской действительности, во всяком случае, когда речь идёт об оккупированных Израилем территориях Западного Берега. А кроме того, по мнению участников встречи, апартеид «внешний» или, по их определению, «апартеид маленький» - это только «цветочки», самые яркие и заметные, но не самые опасные. Самые страшные «ягодки» апартеида (будь то южно-африканского, будь то бело-голубого) - это массовое ограбление коренного населения, массовое изъятие у него всеми правдами и неправдами тех земель, которые столетиями ему принадлежали и которые, зачастую, являются единственным источником его существования.
Состоявшиеся общественные слушания ставили перед собой цель привлечь внимание израильской общественности к этим тревожным явлениям, которые позволяют говорить, и говорить достаточно обоснованно, о «ползучем апартеиде». Истоки этого явления на Западном Берегу, но оно всё больше даёт себя знать и на территории самого Израиля. Причём участники с самого начала решили, что это будет только первая встреча из ряда подобных, и что наряду со слушаниями и конференциями следует проводить расследования, документальные фото- и киносъёмки, собирать свидетельства о фактах апартеида, чтобы привлечь к ним внимание израильской и мировой общественности. В дальнейшем планируется создание специальной организации, которая будет этим заниматься.
Состав участников был достаточно представительным: адвокат Михаэль Сфарад, специализирующийся на защите в израильских судах палестинцев с оккупированных территорий, обозреватель газеты «Хаарец» Гидеон Леви, который освещает ситуацию на территориях без малого сорок лет, профессор Университета Бар Илан Менахем Клайн, один из ведущих израильских юристов.
«Поскребите любого израильтянина, и вы обязательно обнаружите в основе его сознания два весьма характерных предрассудка», - начал своё выступление Гидеон Леви. «Во-первых, это твёрдая вера в то, что евреи - это избранный, уникальный, народ, не подчиняющийся общим законам человеческой истории и человеческого существования. Иногда это вера сугубо религиозная, но чаще она оправдывается теми или иными ссылками на еврейскую историю, на Катастрофу, на чудо возрождения Израиля и т.п. Во-вторых, это твёрдое убеждение, что палестинцы - это не такие же люди, как мы с вами. Причём если первое убеждение уходит корнями достаточно глубоко в коллективную память еврейского народа, то второе было совершенно осознанно сформировано правящей верхушкой Израиля за годы оккупации. Вся политика унижения, вытеснения палестинцев «на обочину» нормальной жизни, которую Израиль проводит на Западном Берегу, преследует, наряду с целями экономическими и политическими, и цель психологическую. Она призвана сформировать в глазах всех израильтян, которые так или иначе встречаются и контактируют с палестинцами, образ человека бедного, необразованного, неряшливо одетого, запуганного, при том нечестного, недобросовестного. Короче, именно такой негативный образ, которые хотели европейские антисемиты внушить своим соотечественникам в отношении евреев».
Проф. Менахем Клайн обратил внимание на сходство между базисными моделями «основополагающего мифа» израильтян и буров-африканеров. И те, и другие считают себя избранным народом, с уникальной исторической судьбой. Во-вторых, и те, и другие воспринимают себя как «вечную жертву» соседних народов, исторической судьбы, враждебных сил и пр. В-третьих, и те, и другие считают себя форпостом западной цивилизации на Юге, на Востоке и т.п который имеет моральное право на неограниченный кредит доверия и поддержки со стороны основного массива этой цивилизации.
Особый интерес представляло выступление Френсис Раддэй, ныне профессора права в Иерусалимском университете, а в прошлом лектора Кейптаунского университета, которая была и активисткой движения против апартеида в ЮАР. И не только потому, что ей есть с чем сравнивать. Она посвятила свой доклад нашумевшим слушаниям в Совете по правам человека ООН по вопросу о положении на оккупированных территориях. «Если по вопросу о том, нужно ли отвечать на вопросы комиссии Голдстоуна, мнения в юридическом цехе Израиля разделились, то отказ от сотрудничества с Советом по правам человека большинство израильских юристов считают серьёзной ошибкой МИДа», сказала проф. Раддэй. Она подчеркнула, что её коллеги нисколько не идеализируют этот орган и меру его объективности. Но проблема в данном случае не в том, кто именно даёт экспертное заключение, а в том, что отрицать наличие на территориях С и В многих компонентов того феномена, которое международное право называет словом «апартеид», просто невозможно. Нормативное определение этого понятия содержится в «Международной конвенции о пресечении преступлений апартеида и наказании за него» (1973). И хотя непосредственной целью этой конвенции была «криминализация», в плане международного права, именно режима ЮАР, все её положения имеют универсальное применение. Именно с точки зрения этого документа Совет по правам человека и рассматривал положение на оккупированных территориях. И очень многие признаки апартеида тем сегодня налицо.
Алон Лиэль живо и увлекательно рассказал о своих южноафриканских впечатлениях. Он был нашим послом в ЮАР в 1992-94 гг., и режим апартеида, казавшийся многим вечным и незыблемым, разрушился буквально у него на глазах.
Проф. Университета Бен Гурион Орен Ифтахель говорил о том, каково же точное социальное, политическое и юридическое значение термина апартеид. Он предложил слушателям очень интересную графическую презентацию, где различные модели политических отношений между нациями были представлены в виде звеньев непрерывной цепочки. Более мягкие и гуманные звенья как бы непрерывно перетекали в более жёсткие и варварские. Первые три звена были окрашены зелёным цветом. С точки зрения международного права эти модели признаны нормативными. Вот их названия: непосредственная (партисипационная) демократия, либеральная демократия, республиканская демократия. Следующие два звена окрашены жёлтым цветом, и являются «граничными», т.е. предосудительными, но не подпадающими под прямое действие «криминализирующих» норм международного права. Вот эти две формы: господство большинства и этнократия (именно таков, по мнению докладчика, нынешний социально-политический строй Израиля). Следующие четыре звена обозначены красным цветом. Это те политические модели, которые определены в международном праве как преступные: апартеид, колонизация, этническая чистка и геноцид. И хотя различие между «зелёными» и «красными» звеньями совершенно очевидно, провести границу между двумя соседними звеньями совсем не так просто.
По мнению автора, на протяжении своего развития Израиль сдвинулся из зелёной части цепочки в жёлтую, и всё более приближается к красной.
О том, что же ожидает наше государство, если мы рискнём и «поедем на красный свет», говорили, так или иначе, все выступавшие. Режим международных санкций, некогда применённых к ЮАР, уже доказал свою эффективность, и нет никаких гарантий, что международное сообщество не захочет применить его вновь. Сегодня нам трудно точно оценить всю тяжесть таких мер применительно к Израилю, но то, что каждый из нас почувствует их на своём кармане, сомнений нет.
В самом конце встречи известный левый активист Нафтали Раз спросил выступавших: «А что же теперь делать со всем этим нам, простым людям?». Ответ звучал примерно так: наш голос, голос противников апартеида и оккупации, должен звучать в полную силу. Больше демонстраций, больше пикетов, особенно совместных пикетов с палестинцами. Фиксируйте и фотографируйте все проявления жестокости и беззакония. Пишите в газеты, звоните на радио, связывайтесь с депутатами тех партий, за которые вы голосовали, и требуйте от них реальных шагов. Апартеид можно остановить!
Михаил Ривкин
Комментариев нет:
Отправить комментарий