Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 30 ноября 2012 г.

Михаэль ДОРФМАН. Сектор Газа, говорящий на идиш


Я смот­рю на фо­то­гра­фии раз­ру­ше­ний в бло­кад­ной Газе. С на­ча­ла войны у меня в го­ло­ве по­че­му-то кру­тит­ся в го­ло­ве вальс, на­пи­сан­ный из­ра­иль­ским ком­по­зи­то­ром Юрием Эдель­ш­тей­ном на сти­хо­тво­ре­ние Ман­дель­шта­ма «Ле­нин­град». Валь­сок был за­пи­сан у меня на кас­се­те в ис­пол­не­нии моей тёти Долли Ре­чи­стер, ма­те­ри из­ра­иль­ской пи­са­тель­ни­цы Алоны Кимхи.
Долли дру­жи­ла с ком­по­зи­то­ром, ис­пол­ня­ла его песни. Позже этот вальс вошёл в ре­пер­ту­ар Ла­ри­сы Гер­штейн. Кас­се­та эта часто иг­ра­ла у меня в Газе. Я слу­жил в во­ен­ной ад­ми­ни­стра­ции Газы. Одной из моих обя­зан­но­стей было со­про­вож­дать ав­то­бу­сы с учи­те­ля­ми фи­зи­ки и химии школ ХА­МА­Са на курсы усо­вер­шен­ство­ва­ния в Негев­ском уни­вер­си­те­те в Бе­ер-Ше­ве. Наши спе­ци­а­ли­сты дру­го­го про­фи­ля, ве­ро­ят­но, по­мо­га­ли со­вер­шен­ство­вать­ся их спе­ци­а­ли­стам. Из­ра­иль­тяне не со­зда­ва­ли ХАМАС, но ле­ле­я­ли его как про­ти­во­вес Ор­га­ни­за­ции осво­бож­де­ния Па­ле­сти­ны.
Се­год­ня почти невоз­мож­но себе пред­ста­вить, что можно было спо­кой­но раз­гу­ли­вать по всему го­ро­ду, ле­чить зубы у мест­ных вра­чей – по боль­шей части, вы­пуск­ни­ков со­вет­ских вузов, тор­го­вать­ся на рынке и по­дол­гу си­жи­вать в уют­ных ма­лень­ких кафе на по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го моря. Как-то на ба­за­ре в Газе я по­зна­ко­мил­ся с немо­ло­дым биз­не­сме­ном Сеней, при­е­хав­шим в Из­ра­иль в на­ча­ле 70-х из Чер­нов­цов. Сеня дер­жал лавку на рынке в одном из южных из­ра­иль­ских го­ро­дов. Не по­ни­мая ни слова по-араб­ски, да в иври­те он не очень пре­успел, с одним толь­ко иди­шем, Сеня чув­ство­вал себя в Газе как дома — по­ку­пал и про­да­вал что-то, делал биз­нес и по­сто­ян­но ездил туда и об­рат­но. Сеня от­крыл мне лю­бо­пыт­ный фе­но­мен — ара­бов, раз­го­ва­ри­ва­ю­щих на идише.
Жи­те­ли сек­то­ра Газа со­би­ра­ют­ся во­круг руин дома, уни­что­жен­но­го из­ра­иль­ским авиа­об­стре­лом. По со­об­ще­ни­ям па­ле­стин­ских СМИ, здесь по­гиб­ли 11 че­ло­век (фото: REUTERS/Suhaib Salem)
В 1948 году, после об­ра­зо­ва­ния Го­су­дар­ства Из­ра­иль, в Газе осело боль­шое ко­ли­че­ство па­ле­стин­ских бе­жен­цев из Яффо. И они знали идиш, быв­ший общим раз­го­вор­ным язы­ком в тор­гов­ле и об­ще­нии с их ев­рей­ски­ми со­се­дя­ми из Тель-Ави­ва. Не иврит, не араб­ский (даже из­ра­и­ли­зи­ро­ван­ный с авеню Рот­шиль­да в Тель-Ави­ве), а имен­но идиш. Я за­хо­дил в кафе и ма­га­зин­чи­ки, в ре­сто­ра­ны и лавки — и со мной го­во­ри­ли на идише. Мно­гие арабы стар­ше­го воз­рас­та знали его лучше меня. Таких было не де­сят­ки и не сотни, а мно­гие ты­ся­чи.
Мне ка­за­лось, что я «от­крыл Аме­ри­ку». Ведь никто в Из­ра­и­ле об этом не го­во­рил! Позже ока­за­лось, что мно­гие знали об этом, но «зачем об этом го­во­рить?», если факт не впи­сы­вал­ся в общие мифы, как ев­рей­ские, так и араб­ские. Позже я узнал, что с ара­ба­ми-иди­ши­ста­ми столк­ну­лись мно­гие из­ра­иль­ские сол­да­ты, во­шед­шие в Газу во время по­бе­до­нос­ной Ше­сти­днев­ной войны 1967 года. Тогда в из­ра­иль­ской армии ещё мно­гие по­ни­ма­ли идиш, и мест­ные жи­те­ли на­хо­ди­ли с ними общий язык. Сол­да­ты рас­ска­за­ли об этом со­ста­ви­те­лям хре­сто­ма­тий­но­го сбор­ни­ка «Рас­сказ бой­цов» («Сиях ло­ха­мим»), вы­шед­ше­го сразу после войны. Ре­дак­тор сбор­ни­ка Ав­ра­ам Ша­пи­ро решил не вклю­чать ма­те­ри­а­лы, на­ру­ша­ю­щие строй­ный миф, как не вклю­чи­ли рас­ска­зы ре­ли­ги­оз­ных сол­дат, уви­дев­ших в по­бе­де ору­жия знак при­бли­же­ния Мес­сии.
В се­ре­дине 80-х годов, уже после на­ча­ла араб­ско­го вос­ста­ния на кон­тро­ли­ру­е­мых тер­ри­то­ри­ях (обо­га­тив­ше­го иврит сло­вом «ин­ти­фа­да», что по-араб­ски зна­чит ско­рей воз­му­ще­ние, чем вос­ста­ние), Сеня про­дол­жал свои дела в Газе как ни в чём ни бы­ва­ло. Од­на­ж­ды в конце ра­бо­че­го дня мы си­де­ли на опу­стев­шем ба­за­ре за сто­ли­ком перед его ма­га­зи­ном. Я спро­сил его, не бо­ит­ся ли он. Ведь как раз в то время в сек­то­ре Газы убили несколь­ких из­ра­иль­ских тор­гов­цев фрук­та­ми. Сеня ни­ко­гда не от­ли­чал­ся раз­го­вор­чи­во­стью и не любил празд­ных во­про­сов.
Па­ле­стин­ки, пла­чу­щие от горя (AP Photo/Bernat Armangue)
«Зна­ешь, я ведь пе­ре­жил немец­ко-фа­шист­скую ок­ку­па­цию в Ко­ломне, — ска­зал Сеня, по­вер­нув­шись от ма­лень­кой жа­ров­ни, где он жарил нам рыбу на ужин, — Я вы­да­вал себя за укра­ин­ско­го кре­стья­ни­на. По внеш­но­сти схо­ди­ло, но если я бы за­го­во­рил, то ев­рей­ский ак­цент меня немед­лен­но бы выдал. По­это­му я при­тво­рял­ся немым. Толь­ко несколь­ко мест­ных, ко­то­рые вели дела ещё с моим отцом и дедом, при­кры­ва­ли меня. Все они го­во­ри­ли на идише. Я тогда на­учил­ся, что тот, кто знает идиш – он мне не враг. Таких не надо бо­ять­ся».

=====================================

 

Опять дана команда «Газа!»

Ми­ха­эль ДОРФ­МАН
«Два часа назад упала paкета в со­сед­нем дворе. Точно в ма­ши­ну. Сго­ре­ла сразу. Слава тебе, Гос­по­ди, ни­ко­го не было рядом… У со­сед­ки стёк­ла вы­би­ло. Рус­ская, кста­ти. Стала зво­нить в служ­бу мэрии, — ей ска­за­ли, что зав­тра при­дут, се­год­ня вы­ход­ной. Она те­перь бо­ит­ся ра­бо­ту про­пус­кать. Ду­ма­ет, уво­лят». Из­ра­иль­ские ре­а­лии. Бо­ит­ся не ракет, а ра­бо­ту по­те­рять – это из за­ме­ча­тель­но­го днев­ни­ка Бо­ри­са Чер­че­са, жи­те­ля Аш­до­да на Сре­ди­земнор­ском по­бе­ре­жье Из­ра­и­ля.
Кто вы­пе­сто­вал ХАМАС
Кста­ти, в ста­ром, со­ци­а­ли­сти­че­ском, Из­ра­и­ле люди не те­ря­ли ра­бо­ты из-за войны, и из квар­тир людей не вы­се­ля­ли — ев­ре­ев, по край­ней мере. Это на­ча­лось где-то в конце 80-х, с пе­ре­хо­дом на сво­бод­но-ры­ноч­ные от­но­ше­ния. Вот тогда и начал по­яв­лять­ся страх.
Семён До­в­жик из Лон­до­на: «Несколь­ко дней назад, уви­дев в чате своих аш­додских дру­зей, при­выч­но спро­сил, как дела. “Дела плохо, — по­сле­до­вал ответ, — Ашдод снова об­стре­ли­ва­ют. Мы в ма­ма­де [спе­ци­аль­ная ком­на­та в квар­ти­ре, где необ­хо­ди­мо укрыть­ся в слу­чае об­стре­ла]”. “Мы” — это и го­до­ва­лая ма­лыш­ка. Утром я не успел про­смот­реть из­ра­иль­ские но­во­сти, вот и не знал, что об­стре­лы воз­об­но­ви­лись. А те, кто живёт в Аш­до­де, узна­ют об об­стре­лах не из но­во­стей. Они слы­шат си­ре­ны и раз­ры­вы ракет вжи­вую. Вы ко­гда-ни­будь за­ду­мы­ва­лись, что чув­ству­ет мать, при­жи­ма­ю­щая к себе ре­бён­ка, убе­гая в укры­тие? Что чув­ству­ет отец, когда рядом самые близ­кие люди тря­сут­ся от стра­ха? Про­хо­дит ка­кое-то время, объ­яв­ля­ют отбой воз­душ­ной тре­во­ги, и люди воз­вра­ща­ют­ся к жизни. Но как можно так жить? Вы, жи­ву­щие в Лон­доне, Москве, Нью-Йор­ке, вы мо­же­те мне объ­яс­нить — как можно так жить?»
Пы­ла­ю­щий в ночи сек­тор Газа (REUTERS/Darren Whiteside)
Так нель­зя жить ни в Аш­до­де, ни в Тель-Ави­ве, ни в об­ло­жен­ном уже пять лет бло­ка­дой Сек­то­ре Газы, ни в раз­де­лён­ной блок­по­ста­ми и уни­зи­тель­ным ре­жи­мом ок­ку­па­ции осталь­ной Па­ле­стине. Нель­зя жить в ат­мо­сфе­ре по­сто­ян­но­го стра­ха и лжи. Все на­зва­ния этой войны – ложь. Ра­ке­ты на из­ра­иль­тян летят не из Газы, а из ок­ку­пи­ро­ван­ной Па­ле­сти­ны. Война тоже ве­дёт­ся не с Газой, не с ХА­МА­Сом, а про­тив на­ро­да ок­ку­пи­ро­ван­ной Па­ле­сти­ны. ХАМАС, — воз­мож­но, от­вра­ти­тель­ная ор­га­ни­за­ция, лжи­вая и кор­рум­пи­ро­ван­ная. Од­на­ко ХАМАС – де­мо­кра­ти­че­ски из­бран па­ле­стин­ским на­ро­дом и толь­ко с ним и воз­мож­но до­стиг­нуть со­гла­ше­ния. Дру­гих нет. В спину ХА­МА­Су дышат лишь раз­ные груп­пы сто­рон­ни­ков ха­ли­фа­та. Ис­то­рия по­вто­ря­ет­ся. Из­ра­иль­ские вла­сти де­ла­ли всё, чтобы раз­ру­шить Ор­га­ни­за­цию осво­бож­де­ния Па­ле­сти­ны (ООП) и устра­нить его ли­де­ра Ясира Ара­фа­та – и по­лу­чи­ли ХАМАС. Если про­дол­жать раз­ру­шать ХАМАС, то по­лу­чат здесь «Аль-Ка­и­ду», а то и по­ху­же. А ХАМАС раз­ру­ша­ют по­сто­ян­но. В ре­зуль­та­те из­ра­иль­ских «це­ле­вых лик­ви­да­ций» по­гиб­ло свыше 200 ха­ма­сов­ских ли­де­ров раз­лич­но­го ранга. Воз­ни­ка­ет по­до­зре­ние, что из­ра­иль­тяне лик­ви­ди­ро­ва­ли не толь­ко наи­бо­лее ак­тив­ных и ав­то­ри­тет­ных ак­ти­ви­стов ХА­МА­Са, но и тех, кто скло­нял­ся к пе­ре­ми­рию, и мог до­бить­ся того, чтобы его усло­вия вы­пол­ня­лись. В прес­се по­яви­лось со­об­ще­ние Гер­шо­на Бас­ки­на, вед­ше­го пе­ре­го­во­ры по осво­бож­де­нию плен­но­го из­ра­иль­ско­го сол­да­та Ги­ла­да Ша­ли­та. Бас­кин утвер­жда­ет, что его ви­за­ви, глава во­ен­ной ор­га­ни­за­ции ХА­МА­Са Ахмад Джа­ба­ри, имел на руках по­дроб­ный чер­но­вик пе­ре­ми­рия с Из­ра­и­лем. И это пу­та­ло все планы мно­гих в Из­ра­и­ле, ко­то­рым нужен враг для того, чтобы вести свою по­ли­ти­ку и биз­не­сы.
Из­ра­иль­ские за­яв­ле­ния о том, что «мы не раз­го­ва­ри­ва­ем» с тер­ро­ри­ста­ми – это ложь. Отец ны­неш­не­го пре­мьер-ми­ни­стра Из­ра­и­ля Би­нья­ми­на Нета­нья­ху был свя­зан с тер­ро­ри­ста­ми из ЭЦЕЛя. Отец ли­де­ра оп­по­зи­ции Ципи Ливни — был опе­ра­тив­ни­ком ЭЦЕЛя, взо­рвав­шим отель «Кинг Дей­вид» в Иеру­са­ли­ме. Если пра­ви­тель­ство Из­ра­и­ля до­го­во­ри­лось с ХА­МА­Сом об осво­бож­де­нии од­но­го сол­да­та, на­хо­див­ше­го­ся в плену — Ги­ла­да Ша­ли­та, то может до­го­во­рить­ся и о том, чтобы пе­ре­ста­ли об­стре­ли­вать из­ра­иль­ские го­ро­да. Соб­ствен­но, сдел­ка на столе давно – ещё со вре­мён про­шлой войны в Газе – сня­тие бло­ка­ды за пре­кра­ще­ние об­стре­лов.
От­вет­ный вы­стрел па­ле­стин­цев (AP Photo/Ariel Schalit)
Про ту про­иг­ран­ную войну я уже писал, и когда она на­ча­лась с хваст­ли­вых за­яв­ле­ний «вы­чи­стить ХАМАС»,и когда она за­кон­чи­лась не менее хваст­ли­вы­ми за­ве­ре­ни­я­ми об «уни­что­же­нии ин­фра­с­тук­ту­ры тер­ро­ра». Сей­час из­ра­иль­ские ли­де­ры воз­дер­жи­ва­ют­ся от за­яв­ле­ний об уни­что­же­нии ХА­МА­Са. Эли Ишай, ми­нистр внут­рен­них дел от ре­ли­ги­оз­ной пар­тии ШАС (иудей­ской вер­сии «Бра­тьев-му­суль­ман») за­явил, что цель — вер­нуть Газу в Сред­ние века. Зву­чит несколь­ко иро­ни­че­ски, если учесть, что его пар­тия — иудей­ский ва­ри­ант «Бра­тьев-му­суль­ман», видит свой идеал во вре­ме­нах му­суль­ман­ско­го Сред­не­ве­ко­вья, Зо­ло­то­го века во­сточ­ных ев­ре­ев-се­фар­дов. Од­на­ко цель опять та же самая – «уни­что­же­ние ин­фра­струк­ту­ры тер­ро­ра». Тер­рор – это страх. Его ин­фра­струк­ту­ра – это не в Газе, а в го­ло­вах. Уни­что­жить ин­фра­с­тук­ту­ру тер­ро­ра обе­щал и ми­нистр ино­стран­ных дел Из­ра­и­ля Ави­гдор Ли­бер­ман. Уни­что­же­ние ХА­МА­Са — это дело сле­ду­ю­ще­го пра­ви­тель­ства, мно­го­зна­чи­тель­но за­явил он. В на­ча­ле 2013 года в Из­ра­и­ле — вы­бо­ры.
«…На­сколь­ко я могу это ви­деть и слы­шать, все по­ни­ма­ют, что эта война раз­вя­за­на ради вы­бо­ров, — пишет Вера Рай­дер — граж­дан­ский ак­ти­вист и жи­тель­ни­ца при­го­ро­да Тель-Ави­ва. — И всё же, неко­то­рые люди про­дол­жа­ют оправ­ды­вать это! Люди, если вы хо­ти­те уме­реть за Биби (Нета­нья­ху – М.Д.), вы про­сто могли бы сами прыг­нуть с крыши, не за­би­рая дру­гих с собой…»
«Ма­лень­кая по­бе­до­нос­ная война к вы­бо­рам» — так на­зы­ва­ет­ся об­ра­ще­ние ор­га­ни­за­ции «Наше На­сле­дие – Де­мо­кра­ти­че­ская хар­тия», объ­еди­ня­ю­щее в ос­нов­ном рус­ско­языч­ных из­ра­иль­тян. Всё так, но по­бе­до­нос­ных войн у нас не бы­ва­ет. Наши про­шлые по­бе­ды — это ис­точ­ник ны­неш­них про­блем. Моих про­блем тоже, по­то­му что я — из­ра­иль­тя­нин — при­е­хал сюда в 1976 году, про­шёл все войны, по­лу­чил ра­не­ние. Мой дом — в Из­ра­и­ле, хотя я ни­ко­гда и не по­ни­мал, что зна­чит жить без­вы­езд­но, и все­гда живу там, где мне надо. Од­на­ко воз­вра­ща­юсь я домой все­гда в Из­ра­иль. И хочу, чтобы люди там жили в мире.
Во­лон­тё­ры об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции ЗАКА очи­ща­ют квар­ти­ру в го­ро­де Ки­рьят-Ма­ла­хи, где по­гиб­ли три мир­ных жи­те­ля Из­ра­и­ля (AP Photo/Ariel Schalit)
В конце сен­тяб­ря из-за по­жа­ра в ла­ге­ре бе­жен­цев в Бу­рей­дже по­гиб­ло двое ма­лень­ких детей. Воз­му­щён­ные жи­те­ли (их там около 35.000) на­па­ли на по­ли­цей­ских ХА­МА­Са и про­гна­ли их кри­ка­ми «Шииты, шииты», имея в виду их союз с Ира­ном. Это уже вче­раш­ний день — после того, как ХАМАС решил под­дер­жать вос­став­ших про­тив ре­жи­ма Ба­ша­ра Асада си­рий­цев. Не скла­ды­ва­ет­ся и с еги­пет­ски­ми «Бра­тья­ми-му­суль­ма­на­ми». Пожар, где сго­ре­ли дети, слу­чил­ся по­то­му, что жгли масло. Ис­ла­мист­ское пра­ви­тель­ство Егип­та не про­пу­сти­ло топ­ли­во, по­жерт­во­ван­ное ка­тар­ским эми­ром для элек­тро­стан­ции в Газе. Народ давно бы вос­стал про­тив ХА­МА­Са, но ста­рый закон гла­сит, что враг моего врага — мой друг. Впро­чем, о Газе я начал пи­сать ма­те­ри­ал как раз на­ка­нуне войны, и там рас­ска­жу обо всём по­дроб­ней.
Каким бы ХАМАС ни был, у него есть силь­ный ар­гу­мент — уме­рен­ные ФАТХ и т. д. сло­жи­ли ору­жие, при­зна­ли Из­ра­иль и уже 20 лет — в «мир­ном про­цес­се». Од­на­ко не толь­ко не видно конца ок­ку­па­ции Па­ле­сти­ны, но даже не за­мо­ро­жен по­се­лен­че­ский ок­ку­па­ци­он­ный про­ект, де­ла­ю­щий невоз­мож­ным мир­ное окон­ча­ние ок­ку­па­ции. Такое впе­чат­ле­ние, что осу­ществ­ля­ет­ся самый небла­го­при­ят­ный сце­на­рий — па­ле­стин­ский во­прос из внеш­не­го стал внут­рен­ним, и это уже — не война про­тив па­ле­стин­цев, а на­ча­лась граж­дан­ская война за окон­ча­ние апар­те­ида в Из­ра­и­ле.
Ли­бе­раль­ный ра­сизм
«Мы тут ссо­рим­ся, — го­во­ри­ли мне в Из­ра­и­ле, когда я туда при­е­хал в 1970-е, — од­на­ко, когда война, мы тут едины». Воз­мож­но, ко­гда-то это было прав­дой. Миф лоп­нул, когда я при­е­хал из Ли­ва­на в от­пуск. Я ловил по­пут­ку во фрон­то­вой во­ен­ной форме, с кас­кой и ав­то­ма­том. Мимо про­но­си­лись ши­кар­ные ма­ши­ны, но никто не хотел меня взять, хотя под­вез­ти сол­да­та счи­та­лось тогда пат­ри­о­ти­че­ским дол­гом. Ни о по­хи­ще­ни­ях, ни тем более о ра­ке­тах, па­да­ю­щих на из­ра­иль­ские го­ро­да, никто не по­мыш­лял. Кафе и ре­сто­ра­ны были полны, и ни­ко­му не было дела до сол­да­ти­ка, спе­шив­ше­го по­пасть домой до на­ступ­ле­ния шаб­ба­та.
Из­ра­иль­ские сол­да­ты пе­ре­жи­да­ют воз­душ­ную тре­во­гу в Ки­рьят-Ма­ла­хи (AP Photo/Tsafrir Abayov)
Когда об­ще­ство стало осо­зна­вать, что из­ра­иль­ские войны те­перь стали вой­на­ми по вы­бо­ру, то и ан­ти­во­ен­ные го­ло­са в об­ще­стве за­зву­ча­ли всё силь­ней. Уже по­бе­до­нос­ная война 1967 года вы­зва­ла со­мне­ния в зна­чи­тель­ных кру­гах об­ще­ства. Про­ва­лы Войны Суд­но­го дня вы­зва­ли ши­ро­кую оп­по­зи­цию и, в конце кон­цов, сва­ли­ли пра­ви­тель­ство, счи­тав­шее себя ге­ге­мо­ном. А Ли­ван­ская война 1982 вы­зва­ла мас­со­вые про­те­сты. 400.000 че­ло­век вышло на де­мон­стра­цию про­те­ста, когда стало из­вест­но о резне в па­ле­стин­ских ла­ге­рях Шабра и Ша­ти­ла. Да и со­про­тив­ле­ние из­ра­иль­ской ок­ку­па­ции Па­ле­сти­ны по­лу­чи­ло всё боль­шую под­держ­ку в кру­гах де­мо­кра­ти­че­ской левой во всём мире. С тех пор ан­ти­во­ен­ные и ан­ти-ок­ку­па­ци­он­ные на­стро­е­ния росли и ши­ри­лись.
Те самые рус­ско­языч­ные ак­ти­ви­сты, ко­то­рые вышли про­шлой зимой к рос­сий­ско­му по­соль­ству в Тель-Ави­ве про­те­сто­вать про­тив фаль­си­фи­ка­ции вы­бо­ров и про­тив су­деб­но­го про­из­во­ла в Рос­сии, се­год­ня про­те­сту­ют и про­тив войны в Газе. Рос­сий­ская ли­бе­раль­ная оп­по­зи­ция вы­ска­за­ла очень мало по­ни­ма­ния де­мо­кра­ти­че­ским устрем­ле­ни­ям людей в Из­ра­и­ле. Мно­же­ство людей, ак­ти­ви­стов Бо­лот­ной, рос­сий­ских оп­по­зи­ци­о­не­ров, де­мо­кра­тов и ли­бе­ра­лов, ко­то­рых мы здесь счи­та­ли сво­и­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми в Рос­сии, под­ве­ли нас. На­ру­жу по­лез­ли ис­ла­мо­фо­бия, ра­сизм, ори­ен­та­лизм. Рос­сий­ские бло­ге­ры и ак­ти­ви­сты, чьи со­об­ще­ния с де­мон­стра­ций мы рас­про­стра­ня­ли, стали пе­ре­пе­ча­ты­вать и рас­про­стра­нять не толь­ко ма­те­ри­а­лы из­ра­иль­ской ин­фор­ма­ци­он­ной во­ен­ной про­па­ган­ды, но и самые дикие, ра­сист­ские, ара­бо­фоб­ские тек­сты, ко­то­рые в Из­ра­и­ле счи­та­ют­ся за обо­чи­ной мей­ст­ри­ма даже в во­ен­ное время: «та­ра­ка­ны» (это про па­ле­стин­цев), «тан­ка­ми раз­гла­дить», «у меня бы и па­мя­ти о Па­ле­стине не оста­лось», «давно бы от­утю­жил на хрен». Я за­од­но про­смот­рел и раз­ные ис­ла­мист­ские и ан­ти­се­мит­ские ре­сур­сы. По на­ка­лу сле­пой нена­ви­сти рос­сий­ские ли­бе­ра­лы мало им усту­па­ли.
Мир­ные из­ра­иль­тяне пря­чут­ся в бе­тон­ной трубе во время воз­душ­ной тре­во­ги, Ницан, Из­ра­иль (Uriel Sinai/Getty Images)
Были, ра­зу­ме­ет­ся, те, кто пе­ре­жи­вал за своих дру­зей и род­ных, кто де­лил­ся ссыл­ка­ми и те­ле­фо­на­ми на раз­ные пунк­ты по­мо­щи. Ведь со вре­мён про­шлых войн в Ли­ване и Газе служ­ба тыла так и не при­ве­ла в при­год­ное со­сто­я­ние сотни бом­бо­убе­жищ по всему Из­ра­и­лю. И армия с пре­сло­ву­тым про­ти­во­ра­кет­ным «Же­лез­ным ку­по­лом» не скры­ва­ла, что пре­жде всего будет за­щи­щать не граж­дан­ское на­се­ле­ние, а саму себя. Было много доб­рой воли по от­но­ше­нию к из­ра­иль­ско­му на­ро­ду, много сим­па­тии к мно­го­стра­даль­ной ев­рей­ской ис­то­рии. Очень жаль, что всё это сжи­га­ет­ся в печи нена­ви­сти, пре­ступ­но раз­ба­за­ри­ва­ет­ся для до­сти­же­ния крат­ко­сроч­но­го пиара этих бес­цель­ных и бес­смыс­лен­ных войн.
Впро­чем, нена­ви­сти хва­та­ет и в Из­ра­и­ле, и среди из­ра­иль­тян. «Еду в по­ез­де, слышу раз­го­вор про “мацав” (си­ту­а­ция, ивр.), — пишет во­сто­ко­вед и ком­мен­та­тор из­ра­иль­ско­го ТВ Ксе­ния Свет­ло­ва. — Один дядя аш­ке­назско­го вида го­во­рит “всех убить”. Дру­гой ему от­ве­ча­ет: «Это ты от рус­ских за­ра­зил­ся. Они так при­вык­ли в своей Рос­сии себя вести. Че­чен­цев всех за­мо­чи­ли. Пусть об­рат­но в Рос­сию воз­вра­ща­ют­ся”. Ну, тут я ему всё и ска­за­ла. Толь­ко что за­кон­чи­ла…» Дей­стви­тель­но, на про­шлых вы­бо­рах в Из­ра­и­ле рус­ско­языч­ные от­да­ли зна­чи­тель­ное число го­ло­сов пра­вым пар­ти­ям, но пра­виз­на эта мни­мая, а не дей­стви­тель­ная. Так по­лу­чи­лось, что рус­ско­языч­ная по­ли­ти­че­ская элита куда более пра­вая и ре­ли­ги­оз­но-экс­тре­мист­ская, чем боль­шин­ство из­би­ра­те­лей.
Рус­ские из­ра­иль­тяне со­став­ля­ют 20% на­се­ле­ния, и ни­че­го в Из­ра­и­ле уже не об­хо­дит­ся без них. Везде «на­по­ло­ви­ну наш народ». Рус­ские из­ра­иль­тяне — не более экс­тре­ми­сты, чем де­пу­тат кнес­се­та Мири Регев, за­яв­ляв­шая, что она «гор­дая фа­шист­ка», или де­пу­тат Ми­ха­эль Бен Ари, об­суж­дав­ший на своей стра­ни­це в «Фейс­бу­ке» (“Facebook”), как каз­нить араб­скую де­пу­тат­ку Ханин Зуаби, объ­явив­шую ми­ну­ту мол­ча­ния в «па­мять ша­хи­дов». Стра­нич­ка Бен Ари в “Facebook” за­про­сто пе­ре­плю­нет всю рус­ско­языч­ную бол­тов­ню о том, как за­ехать в ухо тому, «кто, махая слю­ня­ми, го­во­рит о непро­пор­ци­о­наль­ном от­ве­те из­ра­иль­тян» и со­ве­ту­ет ещё «зае­ба­шить ко­ле­ном» «по­соб­ни­ков тер­ро­ра» из пятой ко­лон­ны.
Люди лежат на земле после си­ре­ны, сиг­на­ли­зи­ру­ю­щей о па­ле­стин­ских ра­ке­тах над го­ро­дом Ки­рьят-Ма­ла­хи, Из­ра­иль (REUTERS/Nir Elias)
Уди­ви­тель­но, что из всех ста­лин­ских штам­пов, «пятая ко­лон­на» ока­зал­ся самым жи­ву­чим. Под ло­зун­гом пятой ко­лон­ны ста­лин­ские гэ­би­сты и их по­соб­ни­ки рас­прав­ля­лись со всеми неугод­ны­ми в своём же ла­ге­ре – с рес­пуб­ли­кан­ца­ми, ка­та­лон­ски­ми се­па­ра­ти­ста­ми, ак­ти­ви­ста­ми Пар­тии ра­бо­че­го марк­сист­ско­го един­ства (ПОУМ), анар­хи­ста­ми и во­об­ще всеми, кто им был не по нраву. Те­перь «пятая ко­лон­на» вос­кре­са­ет уже в Из­ра­и­ле. Прав­да, на Тель-Авив и Иеру­са­лим арабы не дви­жут­ся че­тырь­мя ко­лон­на­ми, но пятая ко­лон­на у тер­ро­ри­стов уже при­сут­ству­ет. Ин­те­рес­но, что даже в со­лид­ных из­ра­иль­ских из­да­ни­ях «па­ле­стин­цы» и «тер­ро­ри­сты» — часто вза­и­мо­за­ме­ня­е­мые слова, как в пору Хо­лод­ной войны в Аме­ри­ке были си­но­ни­ма­ми «рус­ский» и «крас­ный». И очень часто, го­во­ря о тер­ро­ри­стах, здесь имеют ввиду па­ле­стин­цев. Впро­чем, война в Газе, война с ХА­МА­Сом, война с тер­ро­ром — это тоже го­во­рит­ся для того, чтобы не ска­зать «война про­тив Па­ле­сти­ны».
Война, про­иг­ран­ная в “Twitter
Эта война была пер­вой вой­ной, объ­яв­лен­ной по “Twitter”. Во­ен­ный обо­зре­ва­тель из­ра­иль­ской га­зе­ты «Ха­арец» Ан­шель Пфеф­фер счи­та­ет из­ра­иль­скую про­па­ган­ду, хо­ро­шо из­вест­ную уже под иврит­ским на­зва­ни­ем ас­ба­ра, как один из стол­пов си­о­низ­ма XXI века. Можно много кри­ти­ко­вать ас­ба­ру, но, по боль­шей части, она ра­бо­та­ет. Воз­му­щён­ные чи­та­те­ли за­топ­ля­ют ре­дак­ции ярост­ны­ми пись­ма­ми и ком­мен­та­ри­я­ми и когда про-из­ра­иль­ские ор­га­ни­за­ции про­во­дят де­мон­стра­ции и ме­ро­при­я­тия в кам­пу­сах, пре­сле­ду­ют жа­ло­ба­ми неугод­ных лек­то­ров, и когда пуб­ли­ци­сты и бло­ге­ры де­ла­ют всё, что в их силах, чтобы при­дать че­ло­ве­че­ское лицо из­ра­иль­ской ок­ку­па­ции. Из­ра­иль­ские «ас­ба­ра­ты», если не по­беж­да­ют битву за серд­ца и души людей, то, по край­ней мере, со­зда­ют ат­мо­сфе­ру, что не стоит свя­зы­вать­ся или ка­сать­ся из­ра­иль­ской те­ма­ти­ки.
Ды­мя­щий сек­тор Газа (AP Photo/Hatem Moussa)
В ин­тер­не­те дела ас­ба­ры да­ле­ко не так бле­стя­щи, учи­ты­вая силы и сред­ства, по­тра­чен­ные на про­па­ган­ду. С на­ча­ла кон­флик­та из­ра­иль­ские во­ен­ные спи­ке­ры фак­ти­че­ски жили в “Twitter” и “Facebook”, по­сто­ян­но снаб­жа­ли “YouTube” ви­део­ря­дом. Там был и хэ­штэг «Как Из­ра­иль сни­жа­ет по­те­ри граж­дан­ско­го на­се­ле­ния», и од­но­вре­мен­но шла ви­део­на­рез­ка из­ра­иль­ских воз­душ­ных атак на Газу. В “YouTube” за­пу­сти­ли и кадры убий­ства Ах­ме­да Джа­ба­ри, а в “Twitter” это под­дер­жа­ли осо­бым тэгом.
Про­бле­ма в том, что такой тип кам­па­нии, оче­вид­но, не будет ра­бо­тать на улуч­ше­ние ими­джа Из­ра­и­ля. Не ра­бо­та­ет, по­то­му что речь идёт о го­ри­зон­таль­ных со­ци­аль­ных сетях, об­ла­да­ю­щих огром­ным са­мо­со­зна­ни­ем. На сей раз не было таких гру­бых про­ко­лов, как пуб­ли­ка­ция фото с за­хва­чен­ных ту­рец­ких ко­раб­лей с датой 10-лет­ней дав­но­сти. Од­на­ко ас­ба­ра в со­ци­аль­ных сетях про­ва­ли­ва­ет­ся точно так же, и точно на том же, на чём про­ва­ли­лись араб­ские ре­жи­мы во время Араб­ской весны. Боль­шая ма­ши­на с мно­же­ством по­сле­до­ва­те­лей во всём мире не по­ня­ла го­ри­зон­таль­но­го ха­рак­те­ра Web 2.0. Хва­стов­ство о «лик­ви­да­ции врага» — во­об­ще пло­хой пиар, если он не рас­счи­тан на раз­жи­га­ние эн­ту­зи­аз­ма среди своих. Од­на­ко в таких сетях, как “Twitter”, поль­зо­ва­те­ли по всему миру тут же ре­а­ги­ру­ют, ука­зы­ва­ют на Из­ра­иль, как на ви­нов­ни­ка и под­жи­га­те­ля войны. В от­ли­чие от бло­гов, где ком­мен­та­рии не боль­ше, чем шу­мо­вой фон, здесь их твит имеет рав­ное ин­фор­ма­ци­он­ное зна­че­ние с пер­во­на­чаль­ным со­об­ще­ни­ем.
Про­па­ле­стин­ская сто­ро­на про­шла за по­след­ние пол­то­ра-два года хо­ро­шую школу со­ци­аль­нo­го се­те­во­го ак­ти­виз­ма во время Араб­ской весны, и куда лучше по­ни­ма­ет и умеет ис­поль­зо­вать го­ри­зон­таль­ную струк­ту­ру “Twitter”, уж не го­во­ря о том, что она спо­соб­на под­ни­мать куда боль­шую базу поль­зо­ва­те­лей, о чём, в част­но­сти, сви­де­тель­ству­ет про­вал недав­ней кам­па­нии хэ­штэ­га “#Muslim rage”.
Мир­ная де­мон­стра­ция в Тель-Ави­ве, Из­ра­иль (Uriel Sinai/Getty Images)
Од­на­ко пресс-служ­ба из­ра­иль­ской армии, по­хо­же, недо­оце­ни­ла и вы­со­ко­го са­мо­со­зна­ния со­ци­аль­ных ме­диа-се­тей. Через несколь­ко ме­ся­цев после ро­ли­ка «Невин­ность му­суль­ман» “Twitter” и “YouTube” мень­ше всего хо­те­лось быть втя­ну­ты­ми в войну, и они за­кры­ли из­ра­иль­ские ар­мей­ские со­об­ще­ния на время, мо­ти­ви­руя это на­ру­ше­ни­ем поль­зо­ва­тель­ских со­гла­ше­ний. Ин­те­рес­но, что за­кры­ли лишь ан­глий­ский сег­мент, но оста­ви­ли тот, что на иври­те. Ана­лиз ещё неза­кон­чив­шей­ся войны в ин­тер­не­те за­слу­жи­ва­ет от­дель­ной ста­тьи. Оче­вид­но, что из­ра­иль­ская армия по­ни­ма­ет силу ин­тер­не­та, но не по­ни­ма­ет силу са­мо­со­зна­ния со­ци­аль­ных сетей. Ис­пы­тан­ные по­лит­тех­но­ло­гии здесь не ра­бо­та­ют, в точ­но­сти, как и во­об­ще в ближ­не­во­сточ­ной по­ли­ти­ке, где люди раз­би­ва­ют ба­рьер стра­ха, ис­пы­тан­ные си­ло­вые при­ё­мы при­но­сят боль­ше вреда, чем поль­зы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий