Ныне в Израиле развернулась очередная дискуссия светских с ортодоксальными. Поводом на этот раз послужило решение муниципалитета Тель-Авива пустить в городе общественный транспорт по субботам и праздникам. Страсти накалились вплоть до того, что подобный шаг может расколоть правительственную коалицию.
Мэрия Тель-Авива поставлена в условия защиты своих прав (как и весь светский сектор) и она не может действовать иначе. Потому как иного выхода в дилемме: чьи права будут соблюдаться - светских или религиозных - не существует. Либо права одинаковы для всех, либо одна часть настаивает на приоритете своих прав. И эту борьбу за равноправие рано или поздно надо будет доводить до логического завершения.
Решение вопроса, как и всех споров светских и религиозных в Израиле, лежит в решении дилеммы - каким быть государству: еврейским или демократическим? Можно не ездить по субботам по ультроортодоксальным кварталам - это одно. Но так, чтобы вообще не ездить по всей стране в субботу на автобусах - это уже совсем другое и является прямым нарушением прав значительной части общества.
Можно дать иудаизму право развиваться в определенных границах общественного спектра, но закрепить за ним гегемонию на истину и статус единственной государственной религии - это уже совсем другое. Это - антидемократично.
Пора наконец-то понять, что демократия - это равенство всех перед законом: и мы либо строим национальное государство, либо демократическое.
Особо пылким евреям следует напомнить, что галахическое понимание еврейства (по маме), принятое в государстве Израиль, идет в разрез с танахическим (где еврейство определяется по состоянию Завета со Всевышним и не является национальностью, но статусом духовности).
Таким образом, истинное еврейство (как духовное состояние) не противоречит демократии, но зато еврейство, считающееся по Галахе - прямое нарушение заветов Торы и неизбежно становиться преткновением для развития страны.
Вы - либо духовный человек (и тогда вы заинтересованы в исполнении заповеди: люби ближнего, как самого себя, то есть, в том, чтобы ваш ближний имел равные права с вами), либо - не духовный и тогда ваши интересы - религиозные, национальные, экономические и пр.) будут противоположны интересам вашего ближнего. В этом - суть конфликта ортодоксальных и светских кругов в Израиле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий