От преподавателей философии слышал, что всякий выдающийся философ точно и содержательно выражает дух своей эпохи. Оказывается, нужно быть философом, чтобы заметить в жизни самое очевидное! Еще более сложная задача — не только заметить, но и содержательно исследовать очевидность, чтобы обнаружить в ней новые смыслы и горизонты для жизнеизменяющих решений.
Но как часто в жизни мы замечаем очевидное, видимое нашими духовными «очами»? Очевидность открывается не сразу, а постепенно, шаг за шагом. Здесь важна сосредоточенность, умение остановиться и заметить повторяющиеся намеки, знаки, символы и тексты.
Для каждого верующего очевидной является вера. Она, по сути, наполняет и определяет его жизнь, характер его отношений с Богом. Около пяти столетий назад произошла Реформация, в основании которой было переосмысление «очевидного», а именно веры. Ее основополагающее присутствие в жизни верующих было очевидным для всех людей. Однако Мартин Лютер и другие реформаторы смогли всмотреться в это очевидное, раскрыть и убедительно провозгласить то, что не было заметно для большинства. Благодаря этому произошла Реформация, изменившая не только духовную жизнь общества, но весь ход мировой истории.
Видим ли мы сегодня знаки и символы, указывающие на очевидное, которое должно быть вновь переосмыслено? Думаю, да.
В октябре 2010 года в Кейптауне (ЮАР) прошел Третий Лозаннский конгресс «Проповедь Евангелия всему миру». В его работе участвовало 4 200 евангельских лидеров из 198 стран. Одним из замечательных результатов этого конгресса являются Кейптаунские положения (http://www.lausanne.org/ru/ru/1587-commitment.html), которые представляют собой послание для Церкви Христовой во всем мире. В этом послании изложено исповедание веры и призыв к действиям. Предлагаю обратить внимание на преамбулу этого документа под названием «Сила нашей любви».
Вот некоторые выдержки:
«Наши «Положения» выражены словами любви, которые являются языком любого завета. …Мы страстно желаем этого и по сей день, поэтому и возобновляем наше соглашение, вновь утверждая:
- Нашу любовь к полному Евангелию, которое несет славную Благую Весть о Боге, о Христе каждой частице Его творения, которое было разрушено грехом и злом;
- Нашу любовь ко всей Церкви – Божьему народу – всех национальностей и исторических периодов, искупленных Христом, для участия в Божьем деле в наши дни и для Его вечной славы в грядущие времена;
- Нашу любовь ко всему миру, далекому от Бога, но такому близкому Его сердцу; миру, который Бог так возлюбил, что отдал Сына Своего единородного для его спасения».
Первая часть Кейптаунских положений называется «Ибо мы любим Господа», и сформулированы они следующим образом:
«- мы любим Бога живого;
- мы любим Бога-Отца;
- мы любим Бога-Сына;
- мы любим Бога-Святого Духа;
- мы любим Слово Божье;
- мы любим мир Божий;
- мы любим Божью Благую Весть;
- мы любим народ Божий;
- мы любим дело Божие».
Все эти положения звучат ободряюще и несут в себе жизненную энергию, настрой на ревностное посвящение себя созиданию Божьего Царства.
Прежде чем отметить очень важную особенность этого документа, упомяну об одном незаурядном современном ученом М. Эпштейне. В своей последней книге он излагает мысль, которую вряд ли может оставить без внимания евангельский верующий:
«Название этой книги – видоизмененное кредо протестантского обновления христианства: Sola fide (Только верой). На заре Реформации Мартин Лютер, ссылаясь на апостола Павла, провозгласил, что человек оправдывается перед Богом и спасается для вечной жизни не делами, но только верой. «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28).
Сюда Лютер вставил «Только верою» - Sola fide. Но ведь сам апостол Павел ставит любовь выше веры. «Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:8,13). Так что, превознося любовь над прочими добродетелями, следует провозгласить: Sola amore. Только любовью» (Sola amore: любовь в пяти измерениях / Михаил Эпштейн. – М.: Эксмо, 2011).
Не правда ли, есть повод остановиться, чтобы обратить внимание на простоту и ясность мысли о превосходстве любви? Любовь — это самая очевидная и, в то же время, часто упускаемая добродетель в нашей повседневной жизни.
Вернемся к ранее приведенным Кейптаунским положениям. Международный директор Лозаннского движения Линдзи Браун, представляя этот документ на «Лозаннской консультации Москва-Евразия 2011», неоднократно обращал внимание на его уникальность. Никогда в истории Церкви не было подобного послания, написанного на языке любви!
Верующим больше знакомы различные символы веры, высказывания, которые начинаются со слов «верую». Безусловно, символы веры являются великим достижением, появившемся в результате множества молитв и усердного труда людей, посвященных Богу. Но как откликается сердце современного человека на следующее утверждение: «Мы верим в Бога живого»? А если прочитать: «Мы любим Бога живого»? Какое из этих утверждений нам ближе и понятней?
«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:36-40).
В Боге, во Иисусе Христе, нашем Спасителе и Его живом Слове, Священном Писании, любовь обретает свой самый возвышенный и глубокий смысл!
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).
БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ! ПРЕБЫВАЮЩИЙ В ЛЮБВИ, ПРЕБЫВАЕТ В БОГЕ!
Духовное возрождение человека — это результат принятия человеком Божьей любви. Дальнейшее преображение человека также является результатом действия этой любви в нем и через него.
Как следует понимать слова из непревзойденного гимна любви: «[если я]…не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13:2)? Может, это только художественная гипербола?! Не думаю. Я убежден, что вся наша жизнь должна быть воплощением любви, и измерять жизнь следует любовью! Каждый человек призван любить Бога и ближнего – в этом смысл и содержание жизни.
Иисус Христос предупреждал о последних временах: «…во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Есть ли в современном обществе понимание настоящей любви? Обладает ли современный человек любовью, к которой призывает нас Бог? Что видят окружающие люди в нас, уверовавших в Божью любовь?
Как за последние две тысячи лет изменилось понимание того, что такое любовь, и изменилась ли оно? Этот вопрос был задан Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. Вот его ответ:
«Я думаю, что сейчас существует огромная цивилизационная проблема — я бы так ее обозначил — в масштабах всего рода человеческого. Это полная деформация и искажение понятия, которое связано со словом «любовь». Для меня, как для верующего человека, любовь — это чудо и Божий дар, но дар не избирательный. Это не так, как таланты: одного Бог одарил, и он стал музыкантом, другой — математиком, третий — врачом. Любовь — это как воздух для всех… Поэтому любовь, с одной стороны, дар, а с другой стороны, задание, которое Бог перед каждым из нас ставит» (/http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-o-lyubvi//http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-o-lyubvi/).
Переосмысление любви, ведущее к действиям, происходит и в Римско-католической церкви. Свою первую энциклику Папа Римский Бенедикт XVI посвятил христианской любви. Она называется так: «Бог есть любовь» (http://www.benediktxvi.ru). Примечательны слова в начале этого послания «… в своей первой энциклике я хочу говорить о любви, которой наполнил нас Бог и которую мы должны передавать другим».
И это еще не все! Его последняя энциклика «Caritas in veritate» также посвящена любви. В ней, говорится о целостном развитии человека в любви и истине. Русский перевод энциклики «Caritas in veritate» см.http://www.cathmos.ru/files/docs/papal_documents/Caritas_in_Veritate.pdf
Каждый из нас может и призван стать живым манифестом Божьей любви! Реформация завершилась провозглашением доктрин: Sola Scriptura (только Писание); Sola Fide (только вера); Sola Gratia (только благодать); Solus Christus(только Христос); Soli Deo Gloria (одному Богу слава). Очевидно, сегодня есть основания дополнить эти тезисы призывом к любви – SOLA CARITAS (только любовью)!
Смыслом этого призыва пропитаны Кейптаунские положения Лозаннского движения. Хотелось бы, чтобы эти положения изучались Божьими служителями и стали руководством в служении поместных Церквей и в жизни верующих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий