Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 16 сентября 2011 г.

Движение протеста в Израиле: взгляд со стороны



Движение протеста в Израиле: взгляд со стороныФото:Reuters

Многие годы израильтяне с горечью и гневом наблюдают за полетом цен и стремительным ростом стоимости жизни – даже зарабатывая «прилично», они с трудом дотягивают до конца месяца. Причины этого становятся ясны, когда слышишь главный лозунг нынешних демонстраций, в одной из которых я недавно принял участие: «Долой монополии!», пишет находящийся сейчас в Израиле известный французский психоаналитик и писатель Даниель Сибони в статье, переданной автором редакции Zman.com.

Это означает, что целые секторы распределения находятся в руках людей, которые устанавливают цены, как им заблагорассудится, и повышают их по своему усмотрению перед носом беспомощных покупателей. Гражданин видит, что кто-то решает за него, сколько будет стоить его жизнь, и «ничего не попишешь - жаловаться некому».

И вдруг многие израильтяне подумали: «Посмотрите на арабов: они зашевелились, а мы-то что?» И тогда зашевелились и они. На этом сравнение исчерпано: в Израиле не надо свергать диктатора. Их диктатура более размытая, анонимная, скрытая, свой «беспредел» она чинит на этикетках и бар-кодах.

Я участвовал в их демонстрациях, и в субботу вечером пойду снова. У них красивые лозунги, безусловно, благодаря словам с тысячелетним звучанием: «Народ хочет коллективной справедливости».

На европейские языки «цедек хеврати» можно перевести как «социальная справедливость», что погружает в иной дискурс – рабочего, профсоюзного движения. Типа перераспределения общественных средств, лучшего дележа пирога и так далее.

Но здесь другой случай. Демонстранты требуют от имени всего коллектива – служащих, потребителей, рабочих… - чтобы те, кто ими управляют, не злоупотребляли своей властью, чтобы они руководствовались не только своей алчностью, чтобы были справедливыми. Короче говоря, чтобы правители думали о трудящихся и не относились к ним как средству для заколачивания денег. (Здесь мы касаемся одной из язв коммерции эпохи постмодернизма: сегодня не стараются быть полезными, заодно зарабатывая деньги – главная цель заработать деньги посредством создания полезных продуктов).

Своеобразие этого движения заключается в том, что до сих пор, особенно для стороннего наблюдателя, граждане Израиля ассоциировались с осажденным государством, которое защищалось или завоевывало. Израильтяне были будто заперты в своей оборонной идентичности, и только она приковывала внимание мира, в позитивном или негативном ключе. Но израильтяне, осознавая, что безопасность важна, но не она является целью жизни, решили взорвать предначертанные рамки и заявить о своем желании выйти из этой идентичности. Люди не могут жить одними только вопросами безопасности, особенно когда другие загоняют их в эти рамки, чтобы дать волю своей страсти к наживе – есть еще труд и «коллективная» справедливость.

И еще один лозунг: мощный протест против раздачи государством крупнейших секторов экономической жизни - как по меню в ресторане - большим компаниям, каждая из которых выжимает из своей области максимум, не считаясь ни с достоинством, ни с существованием людей.

Подобное движение – это настоящий прорыв в обновлении самого понятия демократии. Эту новую демократию нельзя свести к играм представительской системы, к борьбе на тот или иной пост и портфель, это уже демократия под народным контролем. И если народу удастся установить контроль над ценообразованием, это станет гигантской брешью в здании скрытого и тяжкого государственного гнета, имеющего место в западных странах.

В конце концов, финансовый и экономический кризис выражается и в этом: «ответственные работники» продают или навязывают продукты по тем ценам, которые им хочется, пусть даже ценой разорения доверчивых покупателей.

Государство тоже участвует в этой игре – ее еще стыдливо называют «государственным долгом». Оно уже не способно ничего гарантировать, и делает деньги, злоупотребляя доверием граждан.

В Европе надеются только на государственную регуляцию. Но так как государство – соучастник грабежа, надежда эта иллюзорная. В принципе, правителей выбирают для контроля над ситуацией, но они не выполняют свою функцию. Зато идея народного контроля над капиталами, расходами и движением цен – идея новая, которая одновременно и дополняет и подрывает идею демократии. В этом и состоит польза, сила и красота этого движения.

Перевод Олега Кременчугского


Даниель Сибони (Daniel Sibony) родился в 1942 году в еврейской семье в Марокко. С 13 лет живет во Франции. Многие годы был профессором математики в Сорбонне и параллельно сделал докторат по философии в том же университете. С 1974 года работал в клинике известного психолога и основателя одной из школы психоанализа Жака Лакана. Автор десятков книг по психоанализу, иудаизму, еврейской традиции, среди которых «Психоанализ ближневосточного конфликта», «Три монотеизма», «Загадка антисемитизма», «Психопатология актуального».
ZMAN.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий