Взято с сайта - http://teros.org.ru/content/view/169/25/
Протестантизм - это общее название различных направлений в христианстве, отколовшихся от католической церкви в ходе Реформации XVI века и образовавших ряд самостоятельных церквей. Наиболее распространенные направления и секты протестантства это: лютеране, кальвинисты, англиканцы, старокатолики, свидетели Иеговы, баптисты, квакеры, мормоны, адвентисты, иоанниты, пятидесятники и т. д. Их очень много. Распространение протестантизм получил главным образом в Англии, США, Германии, скандинавских странах, Нидерландах (Голландия), Швейцарии.
Основатель религии при ее создании вмещает всю полноту религиозного учения. Последователи каждой религии, как правило, не выдерживают этой полноты, начинают выпячивать какое-то отдельное положение этой религии, умаляя остальные. Они не могут в гармонии, в правильной пропорции удержать все аспекты учения. Один понимает так, другой понимает иначе, а третий - по-своему. И, в конце концов, это приводит к созданию отдельных организаций, отделений, сект. Этот закон действует совершенно неукоснительно, что очень хорошо видно на примере протестантства, каждое направление и секта которого настаивают на каких-то отдельных пунктах христианского учения.
Из единого христианского учения еще в IV-V веках стало формироваться два главных направления: католическая религия и православная. Их разделение окончательно произошло в 1054 году на Западную католическую и Восточную православную церкви.
Дальнейшее разделение католической религии, в данном случае, выделение из нее протестантской ветви, произошло не только в соответствии с метафизическим законом о невозможности вместить полноту учения Первого Учителя, но и по конкретным историческим причинам.
В средние века католическая церковь активно развивалась. Она полностью слилась с государством. Такое положение стало традиционным, экономическая деятельность человека регулировалась сакральными положениями, когда порой главенствовали не соображения экономической выгоды, а нравственные основы. К примеру, и католическая, и православная церковь запрещала брать банковский процент, ссудный процент. Доход от денег, от ростовщичества считался деятельностью греховной. Вспомните цитату из Агни Йоги: «Не живите на доходы от денег. Эта прибыль нечистая». Озарение, ч.3, III, 5.
Ростовщическая деятельность, деятельность многочисленных посредников находилась в подавленном состоянии. Рынок был в значительной мере на уровне натурального обмена товаров. При этом огромную силу получило духовенство, сосредоточившее у себя как духовную, так и государственную власть. Особенно это имело место в Италии. Папа Бонифаций заявил: «Я и есть император», он имел возможность сам назначать императоров, сам их смещать. И многие императоры для того, чтобы получить какую-то власть ехали к Папе и униженно, смиренно стояли на коленях, целовали руки, выпрашивая это благословение. Хотя официально догмат о непогрешимости Папы был оформлен позднее, но предпосылки к этому уже были. Была сформирована жесткая иерархическая структура. Христианство самим священством стало восприниматься как путь к материальным благам и высокому социальному положению. Церковь обладала большими деньгами, а нарождающаяся буржуазия находилась в загоне.
Такое положение в Италии нравилось не всем. Противники этого были и в самой католической церкви. С довольно ожесточенным сопротивлением католическая церковь столкнулась во Франции и Германии. Король Франции Филипп Красивый, который принимал участие в казни ордена Тамплиеров, был в отношении к этой казни сторонником Папы, потом же, желая править сам, выступил против Папы, не давая развернуться католикам.
Еще более драматическое положение сложилось в Германии. Там были крупные собственники, крупные землевладельцы, князья. И попытки католической церкви из Рима управлять тем, что делается в Германии, встретили ожесточенное сопротивление. Особенно их возмущала практика торговли индульгенциями. Причем некоторые деятели Германии имели возможность выкупать право торговли индульгенциями. Индульгенция - это документ об отпущении грехов, это вершина папского католического лицемерия. До тех пор, пока торговля шла существующими грехами, католическая церковь имела относительно прочное положение. Но затем пошла торговля и будущими грехами. Грех ещё не совершён, но уже можно было выкупить индульгенцию, дающую право на совершение этих грехов, и в то же время на спасение от них! Церковь обогащается и довольна, а человек мог грешить, находясь под покровительством церкви. Вот до таких шедевров «нравственности» и «духовности» дошла католическая церковь!«Поймите, нельзя платить за Богослужение. Умерла вера под золотом. Щит золотой не прочен». Зов, 1922, 13 июля - очень точно сказано Агни Йогой.
Такое положение устраивало не всех. Фактически католическая церковь сама создала условия для появления протестантских настроений. Лютер (1483-1546) был довольно интересным человеком того времени. Он получил прекрасное образование, много путешествовал по миру, знал умонастроения в церкви, был увлечен идеями гуманизма. Гуманизм буквально - это обожествление человека, освобождение человека от недальновидных догматов идейного закрепощения. В средние века интерес к внутреннему миру человека был минимален, это проявлялось в соответствующей литературе, в живописи. Стремления к индивидуальному изображению конкретного лица не было.
Гуманизм в период античности ХIV, ХV веков в Италии, связанный с обожествлением человека, не получил значительного распространения. Говорилось о земном происхождении человека, о развитии его творческих способностей, ставилась проблема свободы, которая никак не ставилась в средневековой теологии. Ряд гуманистов, таких как Томас Мор, Эразм Роттердамский, способствовали реформации, но они действовали как светские философы, не решаясь прямо выразить свои взгляды руководителям церкви. Они формально признавали авторитет католической церкви и выступали как свободные философы, не нападая на авторитеты, а лишь рассуждая. Поэтому церковь их хотя и осуждала, но не запрещала. Лютер, будучи священником, очень активно интересовался идеями гуманизма. Он был человеком совестливым, образованным. Вернувшись в Германию из Италии, он столкнулся с практикой, когда один доминиканский монах торговал будущими грехами. Когда люди, купившие индульгенцию у этого монаха, пришли на священнослужение, на исповедь, на причастие к Лютеру, он им отказал. Он резко выступил против этой практики и заявил, что церковь не имеет права так вести себя. Он заявил о том, что церковь присвоила себе функции от имени Бога, что нет нужды в церкви как в посреднике, который определяет греховность или святость человека, что это может делать только непосредственно Бог. Доминиканский монах, торговавший индульгенциями, пришел в ярость, почувствовав, что авторитет католической церкви под угрозой и выступил с гневным осуждением Лютера, призвал проклясть и предать его анафеме. А Лютер пришел к церкви и прибил дощечку, где было написано 92 пункта несогласия с положениями католической церкви.
Историк Гумилев, который подробно описывает эту ситуацию, говорит, что произойди сейчас такое, люди и не заметили бы этого. Но в то время акт с прибиванием пунктов несогласия привел к перекраиванию религиозной карты мира. События, которые за этим последовали, серьезно изменили ситуацию в Германии. Она лишилась двух третей своего населения в результате религиозных и гражданских войн. Восстания и войны проходили в течение полутора веков. Изменились границы государства, стала возникать буржуазная демократия, она именно через протестантизм пришла в человеческое общество.
А после опубликования Лютером 92 пунктов несогласия состоялся диспут. Доминиканский монах принял вызов. И в результате этого диспута он опять предавал анафеме Лютера, но прихожане Лютера очень активно его поддержали и документы, грамоты, папские були (законы), которые принес доминиканский священник, бросили в огонь. Лютер получил мощную поддержку, его поддержало студенчество, поддержал ряд крупных князей, потому что претензий к католической церкви накопилось очень много, и лишь не было того, кто бы внятно озвучил этот смутный протест. Католическая церковь мешала жить. Люди рвались к экономической свободе от Италии, они рвались к торговле, к действию. В полной мере это произошло гораздо позднее, но многие события состоялись уже тогда. После этого доминиканский монах поехал к Папе. Папа оценил серьезность всех аргументов Лютера и поняв, что это опасный человек, вызвал его в Рим для объяснения. Лютер прекрасно понимал, что путешествие будет опасным, что можно и не вернуться. Инквизиция к тому времени хотя и несколько приостановила свою деятельность в Италии, но она все-таки существовала. Взвесив все, он не поехал. Противостояние накалилось, примирение стало невозможным. Лютер стал путешествовать по Германии с проповедями. Поменяв имя, он скрывался под чужим. Его укрыл один очень крупный князь, герцог. Укрыл в монастыре своего княжества под надежной защитой штыков, где Лютер начал заниматься литературной деятельностью и осуществлять перевод Библии на немецкий язык. Библия в средние века была переведена на латынь. Этот перевод известен под названием Вульгата. Он изложен понятным языком, наиболее приспособленным к восприятию простым человеком. Нужно было перевести Библию на немецкий язык, а не только изучать ее на латыни. И Лютер углубился в эту работу. Но семена раздора и раскола, брошенные Лютером, не пропали. Начался самый серьезный процесс раскола. С протестом против католической церкви разные священники выступали то там, то здесь, их поддерживали некоторые князья. Другие, наоборот, стояли за католическую церковь. Начались столкновения.
Лютер не ставил целью расколоть католическую церковь. Он хотел сделать реформу. Но обстоятельства заставили его быть принципиальным. Хотя в каких-то моментах он уступал церкви, но он начал отрицать роль духовенства, как посредника в реальном приближении человека к Богу. Он считал, что главное - внутреннее мистическое откровение, которое получает сам человек. Практика искупления грехов за деньги, практика индульгенций, бессмысленна, а добрые дела, которым вроде бы должна способствовать индульгенция, непосредственно не поддержанные Богом, а оцененные деньгами на уровне человека, не являются критерием святости.
Существует версия, что протестантизм, раскол католической церкви, был диверсией темных сил, темных центров, которые уже тогда существовали, темных ветвей розенкрейцерства с иудаистской окраской. Лютер занимался переводом Библии, изучением древнееврейского языка. Известно, что среди его учителей был гуманист с каббалистическими наклонностями. И это дало повод считать, что он действовал диверсионно. Существует много мнений и фактов, которые доказывают эту версию и которые опровергают ее. Но главное в том, что порыв у Лютера был вполне искренний. Он видел необходимость очистить христианство от всего лишнего. Он хотел пойти по пути упрощения, убрать все ненужное. И впоследствии количество таинств в протестантизме сократилось. Из семи католических и православных таинств осталось только два - крещение и причастие. Во всем остальном было признано отсутствие таинства. В обществе пошли дискуссии на эти темы, некая группа христиан была настроена куда более радикально, чем первоначально предполагал Лютер. Во главе этой группы священников оказался Томас Мюнцер, самозванец и разбойник. В нем было очень много откровенно темного, разрушительного, варварского. Лютер не поддержал Мюнцера. Начались восстания, целые области переходили на сторону Мюнцера, жестоко разрушалась католическая церковь, разграблялись храмы. Создавались общины, первокоммунистические общины. Вчерашние рабы захватывали власть, разрушали, потому что не владели достаточной культурой управления государством. Германия погрузилась в хаос, разрушение, кровь людей. И этот хаос продолжался в Германии почти в течение полутора веков. В конце концов, власть все-таки была объявлена светской, а протестантизм был признан наряду с католичеством. Фактически же получилось так, что в Германии католичество не прижилось.
Во Франции процессы реформации также носили весьма драматический характер. Например, Варфоломеевская ночь. Это борьба между гугенотами и католиками. В одну ночь и несколько последующих дней было уничтожено тридцать тысяч гугенотов-протестантов. Католическая церковь таким образом пыталась отстаивать свои права. Считать протестантов святыми тоже было бы в высшей степени наивно, потому что ими также творилось много жестокого.
Короче говоря, во Франции победило католичество, в Италии - безусловно, католичество, а в Германии протестантство было на равных с католичеством, но быстро вытеснило католическую религию и власть.
Волны, поднятые Лютером, пошли распространяться дальше. В Швеции и Дании протестантизм был принят достаточно легко, католическая церковь уступила место. Эти страны находились на экономическом подъеме. И протестантизм просто был удобен для решения экономических проблем. Здесь был отменен запрет на ссудный процент и стало быстро развиваться ростовщичество. Кстати, те мыслители и историки, которые разделяют точку зрения по поводу темной миссии Лютера, связывая ее со скрытой, иудаистской программой, которой на самом деле не было, связывают протестантизм с ростовщичеством. И, скажем, евреи, не нашедшие себя в католичестве, где их сковывала эта религиозная программа, нашли себя в протестантизме. Потому что протестантизм дал возможности вполне проявить свою предприимчивость. Но эта предприимчивость не имела ничего общего с духовным развитием человека и общества.
Швейцария и Нидерланды (Голландия) стали следующими странами, где возобладали протестантские идеи. Известно, что Петр I во многом учился у Голландии. Там он и соприкоснулся с этими идеями. Когда говорится, что Петр I был западником, то следует понимать, что западником не католическим, а, скорее, протестантским. Голландский и немецкий протестантизм ему были довольно близки.
В Швейцарии протестантство было связано с такими именами, как Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Они углубили идею обновления религиозных ценностей, которая была заложена в немецком протестантстве. Идея заключалась в том, что мирской деятельности человека стал придаваться священный характер. Этим они катастрофически снизили уровень священных понятий.
Ульрих Цвингли - это очень образованный человек, который стал выступать против католических священников. Несмотря на протест центра, местный магистрат и горожане стали его поддерживать. Он начал учить о предопределении, о том, что человек не является свободным человеком, а все изначально находится в руках Божьих. У человека нет свободы выбора. Однако Цвингли не пошел далеко в своих идеях. Его власть распространялась на один город. А Жан Кальвин, родившийся во Франции, начавший как католический священник, затем принял идеи Лютера и мощно развил их по своему усмотрению. Кальвин был человеком очень коварным, жестоким и беспощадным к противникам. Он написал труд по своему толкованию Библии, причем его последняя версия коренным образом отличалась от первоначальной - толкование его становилось все жестче и жестче. Он самолично подписывал указы о казнях еретиков. Тот, кто ему не нравился, или когда-то выступал против него, заносился им в черный список и безжалостно уничтожался. Несколько тысяч человек было казнено по его указанию. Он развил идеи, выдвинутые Цвигли, связанные с оценкой роли богатства в деле спасения человеческой души. Это полный разрыв с христианской традицией, с религиозным воззрением, поскольку он впервые в мировой истории сакрализовал богатство. По его учению, чем ты богаче, тем ближе к Богу. По Кальвину тот, кто беден, тот далек от Бога, тот, кто богат, тот ближе. Такой взгляд нарождающейся буржуазией горячо поддерживался. Слова Христа об обременительной роли богатства, о том, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» были полностью забыты.
Кальвин постепенно возглавил всю страну, фактически стал хозяином всей страны, т.е. возглавил процесс реформации. Католичество здесь было довольно быстро низложено после ряда кровавых войн. Он казнил многих гуманистов, когда они случайно попадали в Швейцарию просто для беседы с ним. Здесь проявилось все его коварство. Он радушно разговаривал, готовя за спиной казнь. В конечном счете, он привил своей стране протестантство.
Вернемся к событиям того времени в Германии. Здесь перипетии борьбы происходили следующим образом. Выступив с идеей всеобщего равенства верующих перед Богом, выступив против обособленного от других людей класса священников, устранив прелатов, монахов, дорогостоящую церковную иерархию, Лютер и его последователи выдвинули идею Живой церкви, которая непосредственно осуществляет связь человека с Богом. И в этом смысле протестантизм Лютера был искренним порывом против всей церковной догматики - в нем содержались серьезные рациональные зерна. Но был нарушен принцип иерархии, и была дана свобода полному мистическому произволу. Каждый мог толковать свои мистические откровения, озарения. Как нравилось, так человек и трактовал. Поэтому, в конечном счете, мистический атрибут истинного христианства начал таять. Началась разноголосица и хаос. Действительно, была отвергнута иерархия посредников, был отвергнут институт священного предания, папские соборы, папские декреты, папские послания. Единым авторитетом стало Священное Писание, которое каждый толковал по-своему. Право на абсолютную свободу мистического толкования (как хочу, так и толкую) породило снижение сакральности, священности, в движении протестантства. Оно фактически стало светским.
Современный пастор, проповедник, одет в цивилизованный костюм с галстуком-бабочкой. В проповедях он доказывает, что чем более богат человек и чем больше платит денег церкви, тем ближе он к Богу. Фактически протестантские современные церкви превратились в клубы с чаепитием, а порой и с эстрадой.
Англия была ревностной католической страной, всегда отличалась религиозностью. Но эта религиозность в основном касалась внешних сторон религиозного поведения. Такой деятель, как Джон Мокс, ознакомившись с деятельностью Кальвина, пришел в восторг от его реформы и стал его последователем. Шотландская же королева Мария Стюарт была ревностной католичкой, она была категорически против Мокса. Мокс постепенно возбуждал интерес народа к этим реформам, натравливал народ и крупную знать, на Марию Стюарт. Та пыталась оказывать сопротивление, но вставшие на позиции протестантизма Мокс с аристократией сумели возбудить ненависть народа к Марии Стюарт, и ее жестоко казнили. Это известно из истории и хорошо описано у Стефана Цвейга. В Англии установилась жесткая диктатура Оливера Кромвеля. Но все же в Англии полного господства протестантства не произошло, там существует несколько конфессий.
Италия и католическая церковь видели серьезность реформистских процессов, охвативших многие страны Европы. Эти процессы, вынудили католическую церковь совершить реформу. Внутри католической церкви и прежде допускались объединения во фракции для проведения каких-то идей. Такие ордена, т. е. братства или общины обладали относительной самостоятельностью, малой подконтрольностью со стороны церкви. Известны такие ордена, как Крестоносцы, Тевтонские, Левонские ордена, орден Тамплиеров, орден Госпитальеров и др. Наиболее известными и крупными орденами в Европе были два ордена - это Францисканский и Доминиканский. Во главе этих орденов стояли великие люди - св. Франциск из Ассизы и св. Доменик. Франциск был человеком восторженным, любящим, относящимся к природе с обожествлением, он даже огонь называл братцем Огнем, т.е. в огне видел своего брата. Он был человеком очень деятельной веры, и главная его заслуга - это любящее сердце, его молитва, его чистый благородный нрав.
Папы вспомнили, что существует практика орденов. Было решено создать ордена, задачей которых стала борьба с протестантством и укрепление католичества. Первым таким орденом, выступившим против протестантства с мощной пропагандой католичества, явился орден Иезуитов. Во главе этого ордена встал Игнатий Лойола с другими священниками, которые изменили атмосферу всей Италии. Это была жесткая команда, которая не стесняясь в средствах выполняла поставленную задачу.
Они готовили миссионеров, разработали правила проповеди, правила миссионерской пропаганды. Можно сказать, что до иезуитов настоящих подготовленных миссионеров не было. Знаменитый тезис: «Цель оправдывает средства» - родился в лоне ордена Иезуитов, и, следуя этому лозунгу, иезуиты не связывали себя никакими морально-этическими нормами в борьбе с протестантами.
Так иезуиты отстояли католицизм и придали ему прагматичный характер. Отныне католицизм еще снизил свою духовность, он не столько поднимал людей вверх, сколько сам спустился вниз к земному миру, теряя сакральность. Такое обновление создало ему более крепкие позиции, и в настоящее время эта религия находится на достаточно серьезном организационно-экономическом подъеме, при всем том, что духовность, сакральность ее приверженцев совершенно очевидно падает. Можно смело говорить о том, что на Западе очень много людей верующих лишь формально.
Протестантство, как ни странно, в конечном счете укрепило католичество. Оно раскололо Европу на католические и протестантские страны. Сегодня протестантство наиболее мощно проявляет себя в США. Промышленный бум в США был связан с тем, что протестанты умели работать очень активно. Они создали величественное здание американской технократической цивилизации. Лютеран там совсем немного. В Америке более развиты следующие направления протестантства: мормоны, баптисты, до какой-то степени старокатолики, свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты.
Именно Соединенные Штаты осуществили то, что называется протестантской этикой. Эта часть протестантизма связана с тем, что протестантизм сакрализовал, придал священный характер человеческой активности. Трудись и будешь угоден Богу. Но это хорошо, если труд направлен на усовершенствование мира (как, например, в восточной Карма-йоге), а не на личное обогащение независимо от всего остального. Здесь же, в протестантстве обогащение поставлено именно как самоцель. Не истинное духовное совершенствование, а примитивное: богат - значит угоден Богу. Энергия, активность, это религия капитализма. Направление труда стало внешним, хотя внутренняя молитвенная практика в протестантизме тоже существует. Тот же Лютер делал своих последователей немногословными, может быть даже угрюмыми, очень целеустремленными, сосредоточенными людьми, которые непрерывно и длительно должны были повторять слова молитвы. Они немногословны в своем кругу, но очень многословны там, где касалось проповеди, там, где касалось обличения грешников. В США эта протестантская этика получила свое окончательное оформление. Она исследована в труде знаменитого философа и социолога Макса Лебена, где он показал, что такое этика протестанта, что такое его Бог, показал, что в нем есть все-таки и мистические составляющие. В нем есть и разрешение на ссудный процент, то, что категорически не приемлет православие, и что до самого последнего момента отрицало католичество. Но экономический сценарий жизни, навязанный капитализмом, заставил католичество снять запреты на банковские проценты, и сейчас уже работают католические банки, то есть процесс снижения духовности продолжается. Мирские дела, простое зарабатывание денег на жизнь протестантство и католичество называет духовным совершенствованием.
Протестантство, далеко уйдя в сторону от учения Первоучителя - Христа - сложило некое безрелигиозное мировоззрение, которое выше всего ставит права человека, как отдельного, точечного индивида, противостоящего всему миру, обожествляющего свои интересы, работающего только на себя и регулирующего свои отношения с обществом по формально-правовому принципу. Склонность к этому была заложена еще и у католиков. Так практика индульгенций - это взаимоотношения с церковью (Богом) в юридических терминах товарно-торговых отношений. Затем это проявилось в протестантстве, потом в значительной части протестантские взаимоотношения, которые пытались примирить Бога и доллар, стали либеральным мировоззрением, при котором Бог формально признается, а фактически его нет. Западное общество, и в первую очередь, американское, стало религией доллара. И капитализм разделился на две части. Производительный капитализм, который прежде всего стремится что-то производить, и капитализм банковский, основанный на ссудном проценте. И в борьбе этих двух капитализмов на сегодняшний момент абсолютную победу одерживает банковский капитализм. За счет чего это делается? За счет того, что предприятия, реализующие свою продукцию, переводят деньги в систему денежных взаимозачетов и сдают в банки. А банкам перемещать денежные средства, эквивалентные стоимости товара, гораздо быстрее, чем торговым или производительным предприятиям распространять свои товары. Деньгами можно манипулировать как угодно. Стало выгодным быть не производящим, а играющим на ценных бумагах, на векселях и кредитах. И постепенно протестантский мир пришел к тому, к чему он пришел, - к торжеству банкократии. Протестантизм во многом закончился этим, и США, протестантская страна, навязывает доллар всему миру. Выгода американцев от того, что они просто распространяют доллар как международную денежную единицу мира, получается очень большой. Только за это все страны мира платят США 25 миллиардов долларов в год.
Особый пункт протестантской этики - священность частной собственности. Свою идею о том, что чем ты богаче, тем ближе к Богу, Кальвин пояснял тем, что чем ты богаче, тем более уважаемый, тем больше у тебя возможностей, тем более ты добродетелен, тем более почтенным отцом города ты считаешься. Хотя каждый знает, что на каждом долларе сотни преступлений явных и скрытых.
В России протестантизм абсолютно не прижился. Какие были попытки? Петр I пытался из православной церкви сделать некий отдел государственной службы, некий департамент. Можно сказать, до 1917 года так оно и было. Оберпрокурором Священного Синода был государственный чиновник, а не церковный деятель. Если попытки сделать Россию католической были опасны, но не сработали, то попытки привить протестантство тем более никогда не оправдывались. И вот сегодня, как это не странно, протестантство не только как некое мировоззрение, а как религия, очень сильно стало вживляться. Это связано с деятельностью пасторов, проповедников. Некоторые страны, такие как Южная Корея, активно приняли христианство, протестантизм и имеют могущественную армию в десятки тысяч человек проповедников, которые разъезжают по всему миру. Через таких проповедников, различных пасторов создаются церкви типа «церкви Христа» в Москве и других городах России. И многие россияне в это втягиваются.
Говорить о том, что русское старообрядчество до какой-то степени было протестантским, нельзя. Но, с другой стороны, какие-то элементы протестантства, безусловно, были и в старообрядчестве. Прежде всего, это была единственная религия, способствовавшая экономической мощи страны. Крупные промышленники Рябушинский, Мамонтовы были старообрядцами. Они были в каком-то смысле русским вариантом протестантов, которым удалось соединить и истинную духовность, и богатство. Духоборы, молоканы - эти мистические секты - протестанты, и этот протестантизм имел место. Но он отличается от западного протестантства, он плоть от плоти народной жизни. Его породили народные искания, народные скитания. Та пассионарная (пассионарность - это осознанное или, чаще, неосознанное непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели) часть народа, которая не могла влиться в Церковь, становилась такими народными сектами. Они оказывали определенное влияние на духовную культуру, слагали гимны, летописи, священные тексты. Судьба протестантства была сложной. Но, тем не менее, на сегодняшний день оно остается одной из очень влиятельных религий, с которой волей-неволей придется считаться России.
|
Альтернатива - это иная точка зрения на события. Вы можете с ней соглашаться или нет, но знать ее вы обязаны.
Общее·количество·просмотров·страницы
понедельник, 23 апреля 2012 г.
Протестантизм глазами учения Агни-Йоги
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий