История вопроса.
Когда-то давно, уж не помню,
когда, мое ухо услышало впервые эту
фразу, и «зацепилось» ее парадоксальной формой мысли. Сказанная Самюэлем
Джонсоном, английским критиком и поэтом еще в 18 веке, эта фраза, без знания ее
авторства и обстоятельств ее произнесения, была некритически усвоена и
«проглочена» мной.
То есть, принята сознанием, и в непереваренном виде
опущена в подсознание, где и пролежала, как на складе, долгое количество лет
без употребления. А скорее, не пролежала, а все это время незаметно прорастала,
как семя, через бурьян и сор, которым обильно засевала мой, уже далеко не
девственный, ум информационная экспансия окружающего и фактически враждебного
мне мира. Как и всякая, до конца не понятая и необычная мысль, эта фраза тихо и
незаметно буравила меня изнутри, пока время совершало надо мной свою неумолимую
работу – и из юноши я постепенно превращался в мужа.
Патриотизм, как любовь
человека к своей родине, воспринимался тогда мной, как безусловная ценность. Как
один из китов, на котором стояла земля - незыблемая почва для моих беспокойных и
скорее босых, чем обутых ног. И почему этот кит оказался негодяем, мне было
непонятно.
Наконец, настал день –
обычный среди многих, – когда семя взошло и явило сознанию уже понятый им и
осознанный плод.
Толчком, выпихнувшим уже
сформированный внутри плод на поверхность, послужила цепь событий, также
поначалу показавшихся мне разрозненными и случайными и уж, конечно, не как не
относящимися к этому делу.
За это время со мной
произошел мировой потоп, в котором безвозвратно погибла земля, и где спасся я
один, заботливо прихвативший с собой в ковчег по паре любимых мною игрушек.
Произошла украинизация, как
чрезмерная концентрация патриотизма до неудобовариваемого состояния. Произошел
исход из личного рабства и зависимости до состояния «а мне и без вас хорошо».
Наконец, произошла репатриация, которая
превратила многих моих бывших соотечественников из критиков и
недоброжелателей своей бывшей родины, то есть из антипатриотов в
пламенных патриотов родины новой. И вот уже здесь, причалив свой ковчег к Земле Обетованной, я вновь оказался перед
необходимостью нового исхода, но пока еще не разобрался какого – то ли
физического, то ли чисто духовного.
Суть дела.
«В знаменитом словаре д-ра
Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берем на
себя смелость назвать это прибежище первым» - сказал 100 лет спустя после
Джонсона, американский сатирик Амброз Гвиннет Бирс.
А Лев Толстой добавил – «Патриотизм
в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть ничто иное для
правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для
управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское
подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где
проповедуется патриотизм».
Пытаясь успокоится от дел
своих и войти в тот безусловный и беззаботный мир, где так возможно счастье, я
испытал неизбежное трение своей бессмертной души с ее тленной оболочкой –
телом,
неустанно требующим есть,
пить, хорошо одеваться и иметь надежную крышу над головой. На этом фоне борьбы
Божьего и кесаревого, передо мной и развернулась, как в фойе театра с
фотографиями артистов, целая галерея характеров душ людских.
Минули выборы президента
России, где некоторые из моих знакомых на доисторической родине, так же, как и
я, стремящиеся найти сермяжную правду жизни, без зазрения совести вошли в это
самое последнее прибежище патриота. И в адрес нового президента, правящего страной
фактически уже четыре срока, похерившего конституцию и ловко обведшего вокруг
своего указующего и законодательного пальца своих подвластных, устроили
слаженных дифирамбический хор. Наполняясь
сладострастным елеем и семяизвергая его на головы одних и на потеху других, они
убедительно подтвердили правоту Самуэля Джонсона в компании с Амброзом Бирсом и
Львом Толстым.
А мои новые знакомые уже по исторической
родине, которые обрели то же самое первое или последнее прибежище патриота,
стали ужасными антидемократами,
с гневным пафосом и блатняцко-тюремной стилистикой клеймя любую мысль, религию
и идеологию, которая отличалась от их собственной.
«Не нравится новая родина? –
с угрожающим видом комсомольца на плакате, который уже записался, во что
следует, спрашивали они.
«Езжай обратно, а то понаехала тут за дармовой жрачкой всякая
шваль!» - совершали они свой скороспелый суд, разделяя общество на
патриотов-овец и не патриотов козлов.
Примечания.
Фраза «Патриотизм – последнее
прибежище негодяя» всплыла на
поверхность моего сознания в определенный момент. Когда на моей исторической
родине стало пробуждаться понимание, что патриотизм – это не только
сплоченность народа перед внешней угрозой врагов, стремящихся уничтожить твою
страну. Но и борьба за достоинство жизни, за равные права и против нищеты,
дискриминации, вранья властьимущих. Когда стали видны отличия патриотизма,
понимаемого, как защита чести мундира от патриотизма, в котором любовь к родине
стала пониматься как любовь к правде и свободе. Когда патриотизм, как охранная
грамота, стал средством охранки защиты властьимущими своих привилегий и их
нежеланием идти на необходимые реформы и преобразования. Впрочем, именно в этом
смысле и была изначально сказана эта фраза, подтвердив простую истину о том, что
нет ничего нового под луной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий