Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 9 декабря 2011 г.

Страсти по свободе слова



На днях по израильскому 9 каналу (русскоязычному) передавали дискуссию журналистов и общественных деятелей по поводу поправок к закону о клевете, которые так бурно обсуждают в Израиле ныне. Дискутирующие в студии 9 канала разделились на два, впрочем количественно неравно  лагеря, и вся дискуссия напоминала сварку, в которой стороны не желали слышать друг друга, а настаивали лишь на своей правоте. Большая часть присутствующих выступала за поправки к закону, мотивирую свою позицию необходимостью борьбы с клеветой. 
Так, Борис Гитерман, вице-мер Ашдода, рассказал впечатляющую историю, как один журналист долго поливал его сознательной клеветой в СМИ. Меньшая часть присутствующих выступала против поправок к закону, утверждая, что это ни что иное как стремление власти закрыть рот свободной прессе. Культура спора в Израиле - это отдельная тема и на ней сейчас я останавливаться не буду.
Выскажу лишь несколько замечаний, которые, на мой взгляд. помогли бы присутствующим найти общий язык. Начинать надо, конечно же с того, что объединяет стороны, например, с согласия относительно борьбы с клеветой. Никто из присутствующих не является сторонником клеветы. Все понимают, что это - плохо. Однако, проблема состоит в том, что факт клеветы необходимо доказать. Собственно, клевета - это и есть недоказанные, несостоятельные обвинения.
Но доказать клевету далеко не всегда просто и легко. А вот пустить клевету, наоборот, легко и просто.  Как, впрочем, просто и легко назвать обвинителя клеветником. Достаточно просто с ним не согласиться и, перейдя на личность оппонента, навесить на него какой-нибудь ярлык. А там пусть долго и нудно разбираются - прав был обвинитель или нет?
Собственно в доказательстве все и дело. Если есть доказательства - обвинение не является клеветой. Если нет доказательств - перед нами  факт клеветы. Вот на чем, на мой взгляд, нужно сосредоточиться в  дискуссии о новом законе. Ибо в этом - основная трудность.
Человеческий суд, как известно, не совершенен. Совершенно невиновные люди могут оказаться в тюрьме даже и по более серьезному обвинению, нежели клевета, например по обвинению в убийстве или изнасиловании. А клевета перед нами или не клевета - это еще, как говорится, вилами по воде писано. К примеру, кто-то назвал человека фашистом. Как доказать, что перед нами клевета? Кто такой вообще фашист? Член фашисткой организации? А если - не член, но у него мысли фашистские, то он фашист или нет? А как найти эту тонкую грань разделяющую национализм и фашизм?
Или, к примеру, человек считает, что правительство обмануло репатриантов. Не сказав им всей правды по поводу ситуации с трудоустройством и жильем в Израиле, в результате чего многие люди потеряли свой социальный статус, а то и вовсе стали бомжами. Клевета это или нет? В итоге получаем, что во многих случаях все будет упираться в субъективное мнение судьи. И многократное увеличение штрафа за клевету, тем более без доказательства ущерба потерпевшим, как предполагает новый закон о клевете, неизбежно  увеличит  возможность судебных ошибок. Человек может пострадать просто за свое мнение. А вот ограничение возможности высказать свое мнение – есть прямая угроза свободе слова. Ведь именно разные мнения, способность посмотреть на явление с иной стороны, способствуют выявлению истины.
И в контексте палаточных протестов в Израиле становиться понятным, что принятие данного закона продиктовано ни чем иным, как желанием правительства закрыть рты всем критикующим его и достичь гегемонии одного официального "правильного" мнения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий