Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 2 августа 2011 г.

Аннушка уже разлила масло или о том, почему рукописи не горят






Многие помнят этот бессмертный роман и крылатую фразу о том, что Аннушка уже разлила масло оттуда.
На вопрос «иностранца» (Воланда), что Берлиоз будет делать «сегодня вечером», последний отвечает, что в десять часов вечера будет председательствовать на заседании в Массолите.
«— Нет, этого никак быть не может, — твердо возразил иностранец.
—        Это почему?
—        Потому, — ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, — что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится».
Вечером того же дня Берлиоз поскользнется на трамвайных путях, на которые Аннушка пролила масло, и попадет под трамвай.
Этот эпизод с маслом появился у Булгакова не случайно, как может показаться на первый взгляд, как  собственно, и  само обращение к библейской теме Христа и дьявола. Родившись в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, автор романа, по сути, переосмысливает роль Бога и дьявола в истории, уходя от традиционного церковного толкования противостояния Бога и дьявола.
Так вот, масло в библейской традиции, это не просто масло, а символ Божьего вмешательства, Высшей воли в судьбы людей. Маслом помазывали царей на царство, а с Сам Христос назван Помазанником Божьим, то есть носителем Божьего промысла. Каким же образом Христос имеет отношение к Аннушкиному маслу, приведшему к гибели Берлиоза? Напомним, что разговор, предшествующий пролитию масла, касался темы - был ли Иисус в реальности, что Берлиоз категорически отрицал. Михаил Булгаков без сомнения знал текст Нового Завета, где сказано «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:  для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. (2 Послание к Коринфянам 2, 14-15).
Иными словами, слово свидетельства о Помазаннике Христе, где бы оно ни говорилось, оказывает силу спасения для одних (принимающих это слово) и погибели для других (отвергающих это слово). Берлиоз отверг, и тем самым поплатился жизнью за это.
Роман «Мастер и Маргарита, безусловно, - художественное произведение, и мы в данном случае имеем дело с вымышленной историей смерти Берлиоза. Такого персонажа в действительности не существовало. Но сам принцип, положенный автором в основу эпизода с маслом, реальный и жизненный, чему в истории есть множество доказательств.
Такие доказательства есть и у вашего покорного слуги.
У меня есть знакомый, который будучи на работе, рассказывал людям о Христе. И его начальник сильно ему перечил в этом, почти как Берлиоз - Воланду. Дело закончилось увольнением моего знакомого с работы. Однако, через непродолжительное время этот начальник заболел и умер. Случайность? – спросите вы. Отнюдь, если опираться на другие обетования Библии.
 «Так и Слово Моё, которое исходит из уст Моих (говорит Господь), — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, для чего оно послано» (Ис. 55:11)
Другой мой знакомый, будучи ранее бандитом, обратился к Богу и вскоре после этого свидетельствовал своему бывшему напарнику по преступлениям о Христе. Напарник не принял Слово. И тоже вскоре погиб в бандитских разборках.
Конечно, не всегда слово свидетельства кончается так печально для отвергающих его. Кто-то может просто заболеть, получить какую другую утрату или ущерб, но то, что Бог охраняет Свое Слово и совершает через Него Свою работу, безусловно, так.
Недаром, когда проповедуется Слово Божье в Духе Святом, оно не оставляет равнодушным никого и словно меч разделяет слушающих на два непримиримых лагеря – принимающих и отрицающих.
"Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника"(Мф.10;41).
Принимать пророка во имя пророка – это и означает принимать слово, которое он говорит, как Слово Божье.
Вот эта сила произнесенного (написанного) Слова Божьего дала Михаилу Булгакову основание еще для одного бессмертного афоризма – рукописи не горят. Речь, конечно, не о том, что книгу нельзя сжечь, а о том, что Слово Божье неистребимо, неуничтожимо. Не одним путем так другим Слово обязательно будет сказано и обязательно поставит человека, слушающего его перед фактом выбора – принять его или отвергнуть, получить спасение или погибнуть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий