Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 3 декабря 2012 г.

Донбасская студентка восстала против системы




Провинциальный Шахтерск мало чем отличается от других городов Донбасса. Типовые посеревшие хрущевки, парк культуры-бескультурья с бронзовым памятником Ленину. Сердце города — металлургический завод и угольные шахты. Однако после недавних событий о нем заговорили по всей Украине. В Шахтерске студенты местного педучилища вопреки требованиям руководства отказались выйти на субботник. Первой восстала против этой системы первокурсница Татьяна Коченкова. За это у нее отобрали все личные вещи, на сутки заперли в местном «карцере» и запретили общаться с посторонними.
Кристина Зеленюк 
четверг, 14 июня 2012 , 13:48
 livejournal delicious google 
print




Таня-Ульяна
Вся эта история сильно напоминает советские времена, когда те, кто пытался ломать систему, становились ее жертвами. Сегодня, спустя двадцать лет украинской независимости, в повторение пройденного трудно поверить. Но лишь до тех пор, пока не побываешь в Шахтерске.
Договорившись с Таней о встрече, я отправилась в этот город. Добираться до него недолго, около часа маршруткой из Донецка. Местное педучилище находится при въезде в город, рядом с автозаправкой и заброшенной стройкой. Издалека двухэтажное здание напоминает скорее заброшенный дом с мезонином, нежели учебное заведение. Окна заколочены досками. Асфальтированные дороги сюда не идут. Центральный вход заперт. Попасть в училище можно только со двора.
Возле черного входа молодой парень старательно высаживает цветы. «Даже не пробуйте зайти в здание, — говорит он, увидев меня. — Центральный вход закрыт, а этот идет через столовую, которая находится в частной собственности. Пускают только студентов и учителей».
Узнав, кто я и откуда, парень признался, что его, как и других будущих учителей, заставляют садить, белить и красить и вместо занятий, и в выходные. Совершенно недобровольно и абсолютно бесплатно — видимо, заранее бюджетников к дешевому рабскому труду приучают. «Если я не буду этого делать, преподаватели грозят занизить мне оценки и выгнать», — говорит он.
У входа в заведение — двое мужчин спортивного сложения, которые внутрь никого не пускают. На все вопросы один ответ: «Посторонним вход воспрещен. Это частная собственность Виктора Назарова. По совместительству он замдиректора училища, а помещение арендует у местной администрации».
Через некоторое время ко мне вышла женщина, назвалась замдиректора по учебной работе Ларисой Кухаренко.
— Вы журналист? Тогда отвечу сразу: детей никто не эксплуатирует. Все обвинения — выдумки студентов, которые хотят жить в грязи. Они трудятся в рамках акции «За чистую окружающую среду». К нам уже приходила комиссия из Госинспекции учебных заведений. Была проверка, нарушений не выявили. Сейчас директора нет. Больше я ничего не скажу», — заявила товарищ Лариса. И объяснила, что в здание мне нельзя — мол, буду отрывать студентов от занятий.
Таню же в это время заперли и не выпускали на встречу к журналисту. «Меня не выпускают. Двое парней закрыли дверь и не разрешают мне пройти. Когда я стала кричать, они пообещали меня избить, а я вызвала милицию», — шептала мне Таня по телефону.
Спустя несколько минут к педучилищу подъехал милицейский уазик. Парни тут же пропустили меня к Татьяне. Невысокая девчонка с темными волосами, одета традиционно: белый верх, черный низ. Ну просто комсомолка Ульяна Громова. Руки перепачканы пастой от ручки. «Хорошо, что приехала милиция. Так бы меня не выпустили. У меня мало времени, поэтому перейду к главному. Нам не дают учиться, вместо этого ставят на черные работы по всему городу. Наш труд незаконно используют, за него нам не платят и заставляют покупать инвентарь за свои деньги. Каждые выходные мы сдаем еще и по 20 гривен на какое-то оборудование. При этом большинство из нас — несовершеннолетние. Когда я впервые отказалась выполнить эти требования, меня заперли в общежитии, в комнате с зарешеченными окнами и почти сутки не выпускали даже в туалет. Я написала заявление в милицию, но результатов нет», — говорит Таня.
Со дня подачи ею заявления прошло больше месяца. В милиции нам сообщили: «По факту незаконной эксплуатации детского труда мы все проверили. Нарушений не обнаружено. Заявление Татьяны Коченковой о ее незаконном удержании в комнате общежития мы передали в прокуратуру. Там проводится проверка. Иных подробностей нет», — объяснила мне помощник начальника Шахтерского городского отдела МВД Украины Виктория Хибик.
Красота затребовала жертв
Пообщавшись с правоохранителями, я отправилась в общежитие, где «перевоспитывали» Таню Коченкову. Издалека оно мало напоминает дом, в котором можно жить. У входа — свалка. Окна без стекол, но с решетками. Посторонним все так же вход воспрещен.
Как рассказала мне бывший комендант общежития Валентина Москаленко, руководство не хочет показывать, в каких жутких условиях живут студенты. «Комнаты давно не ремонтированы, но чтобы жить в них, нужно соблюдать правила чуть ли не военного времени. Девушкам запрещено пользоваться косметикой и носить джинсы. Стирать личные вещи также не разрешают, чтобы не разводить сырость. Горячая вода только по расписанию — руководство экономит деньги. Я начала жаловаться и говорить директору, что так нельзя. После этого мне быстро нашли замену», — рассказала Валентина.
Ее слова подтвердили члены студенческого профсоюза, названного «Прямое действие». «Ремонт в той общаге никто не делает, хотя студенты регулярно сдают на это деньги. На душевых кабинах — решетки, чтоб ими не пользовались. Горячая вода — исключительно по расписанию, и то не для всех. Те, кто в хороших отношениях с начальством, могут ей регулярно пользоваться. Остальные — как повезет. Студенты неоднократно жаловались, но все бесполезно. Будем писать жалобы в Министерство образования», — рассказала «Известиям в Украине» член студенческого профсоюза Дафна Рачок.
Шахтерская власть в этой истории проблем не видит. «Порядок в собственном доме — личное дело каждого. Никто со стороны не придет и не поможет. Если в общежитии и училище такие законы, значит, есть причины. А по поводу субботников я поддерживаю преподавателей», — говорит заместитель мэра Шахтерска Константин Зинченко.
Бороться и искать
Мало кто поддержал Татьяну в ее борьбе. «Хочет бороться — пусть страдает. Мы в это вмешиваться не будем — хотим нормально окончить училище», — говорили мне приятели Татьяны.
«Многие друзья от нее отвернулись, а оставшимся занижают оценки и спрашивают, чуть ли не на каждом занятии», — рассказывает «Известиям в Украине» студентка училища Алена.
Зато неожиданно Татьяну Коченкову поддержали бывшие преподаватели училища. Говорят, с них тоже администрация пыталась взимать деньги. А бывшими учителя стали, когда выступили против этих порядков.
«Ежемесячно треть зарплаты уходила на разные взносы, ремонты и другие нужды училища. Но я не смирилась и написала жалобу в местное управление по вопросам образования. Ответа не дождалась, но была вынуждена уволиться. Как только мы узнали, что случилось с Таней, начали обращаться напрямую в Министерство образования, писать жалобы. Даже обратились к омбудсмену Валерии Лутковской. Пока нам никто не ответил», — рассказала мне бывшая преподавательница Ирина Яковлева.
«Я работала преподавателем, а по совместительству — председателем профкома. В коллективе царила нездоровая обстановка. Часть зарплаты преподавателей исчезала на выдуманные руководством нужды. Молчать я не стала. Начала говорить, что это незаконно, и мы намерены жаловаться. После такого мне начали ставить пары после шести вечера и рано утром, заранее не предупреждая. Через несколько месяцев я не выдержала и ушла. Я поддерживаю Таню. Главное — не прекращать бороться за свои права», — убеждала меня бывшая учительница Мария Никитина.
Один в поле воин
Юристы, заинтересовавшиеся историей шахтерских студентов и преподавателей, советуют им защищать свои права в суде. «Эксплуатировать людей запрещено законом. За это суд может приговорить к пяти годам тюрьмы. Нужно идти в милицию, в суд, в прокуратуру. Найти свидетелей, которые не побоятся давать показания», — говорит адвокат Василий Мирошниченко.
Город Шахтерск, к вольнодумству непривычный, в этой истории оказался не на стороне бунтарей. «Все, что рассказывают бывшие преподаватели — не более, чем слухи. Я не хочу ни с кем ссориться. Педагоги ушли по собственному желанию. Никто их к этому не принуждал. А что касается Тани Коченковой, то ей уже 18 лет, ее труд детским не считается. Об эксплуатации говорить бессмысленно. На проведение этих работ были соответствующие приказы управления райадминистрации по вопросам образования. Все проходило законно», — объясняет замдиректора педучилища Виктор Назаров, превративший студенческую столовую в личный бизнес.

Комментариев нет:

Отправить комментарий