Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 8 февраля 2013 г.

Великий эксперимент.


Пишет mikhailosherov (mikhailosherov)
Ошеров Михаил
Великий эксперимент.

Советский Союз - государство невиданного ранее в истории социального эксперимента. Было построено общество равных прав и возможностей. Была создана общность - успех и достижения каждого улучшали жизнь всех.  Выравнивались социальные различия между регионами, между народами, между городом и деревней.

На каком-то этапе понятие "личного" стало конкурировать с понятием "общего". Чиновники хотели, чтобы их дети тоже стали чиновниками, артисты - артистами и т.д.  Принцип равных возможностей требовал применения в СССР так называемой "отрицательной дискриминации" - для выравнивания возможностей требовалось дискриминирование более социально благополучных слоев общества. Чтобы паренек из деревни мог поступить  в театральный институт,  на его место не должен был поступить сын известного режиссера. При приеме в институты действовали квоты - для жителей национальных республик, для проживающих в сельских местностях, для рабочих.   Для успешной карьеры требовалось членство в КПСС, а для членства в КПСС требовался рабочий стаж.  Также рабочий стаж требовался при поступлении в некоторые институты. Смысл этого требования - выравнивание возможностей для детей рабочих и для детей родителей из социальных низов по отношению к возможностям детей элиты. В некоторые институты не принимали лиц еврейской национальности, в том числе на основании наличия у них возможностей эмиграции из СССР, что вызывало озлобленность их родителей, которые стали советскими инженерами, врачами, учителями после того, как советская власть вывела их родителей из их местечковых гетто.

Но по прошествии времени элиту советского общества этот принцип отрицательной дискриминации и выравнивания возможностей стал сильно раздражать.  Рыба, как известно, гниет с головы. Высшие руководители СССР, с одной стороны, строго относясь к своим детям (многие дети членов сталинского руководства  воевали на фронте, некоторые погибли), но, с другой стороны, возможности учебы и работы им создавали и, по крайней мере, к ним принципы отрицательной дискриминации не применялись. Позже, в советское время, дети высших руководителей страны начали занимать посты в руководстве страны. Глядя на них, вся советская элита стремилась поступать так же.  Дети рабочих и крестьян из глухих сел, ставшие советской элитой, для своих детей требовали либо привилегий и преимуществ, либо, как минимум, исключения их из действия принципа отрицательной дискриминации.

Это явление со временем становилось сначала повсеместным, потом - массовым. Нарождающейся советской элите нужно было закрепить свое положение. Социалистические принципы, принципы выравнивания возможностей этому препятствовали. И в конце концов значительная часть советской элиты  начала сначала не препятствовать, а потом и содействовать разрушению принципов функционирования социализма - стремлению к равенству, путем разрушения его носителя - социалистического государства.

Так невинный вопрос о принципах приема в институты (а на самом деле о принципах отбора в обществе для дальнейшей социальной карьеры)  привел к уничтожению великой страны.

Опубликовано:

http://www.proza.ru/2012/11/08/752

Комментариев нет:

Отправить комментарий