Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 10 февраля 2013 г.

О восточном лицемериии



Русский репатриант в Израиле хочет поскорее перестать чувствовать себя репатриантом, и начать себя чувствовать израильтянином.

 На мой взгляд, это достоинство весьма сомнительное. Ведь, что такое"чувствовать себя израильтянином"? На мой взгляд - это войти в местный образ жизни, приобрести его культуру и менталитет.Стать, как они. Хорошо ли это? Вот, какая, на ваш взгляд главная черта израильского менталитета, основанного на восточной культуре? По моим наблюдениям - лицемерие (когда в глаза тебе улыбаются, а за твоей спиной тебе делают гадости). Помню, когда только приехал в Израиль, был в восторге от дружелюбия и улыбчивости израильтян, которая хорошо оттенялась на фоне озлобленности западных украинцев, откуда я приехал. Только спустя годы понял, что за этой улыбчивостью скрывается второе дно. Задаю себе вопрос откуда это лицемерие? И отвечаю, оно воспитывается в детях еще со школы. Иудаизм - государственная религия и дети в школе изучают Танах. А вся иудейская религиозная система построена на законе, то есть, это законническая система. А с законом шутки плохи: либо ты его исполняешь, либо нарушаешь - третьего не дано. А исполнять - тяжело, практически невозможно. Вот и возникает ситуация лицемерия: на словах мы исполняем, а на деле - шиш, но никому об этом не скажи. Двойная мораль. В христианстве (по крайне мере в российском) не так. Там согрешишь и покаешься. От души согрешишь, от души и покаешься. Так что принимать восточный менталитет - это не такое уж бесспорное достижение.
Израиль, как известно страна религиозная, то есть религия в ней не отделена от государства.Это не просто данность, но и высокое требование. Религиозная страна должна соблюдать религиозные заповеди и законы. А что на самом деле. Всем репатриантам известны драконовские банковские ссуды на квартиры и другие, когда взяв у банка деньги, человек должен выплачивать сумму в полтора, а то и в два раза большую.
Что говорят религиозные законы иудаизма об этой ситуации? Пишет Рамбам в книге "Яд Хазака" в законах "дающего в долг и одалживающего": "Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы". (перек 4). Ростовщик нарушает шесть запретов, а именно: 1) "Ло тийе ло кеноше" "Не веди себя с ним, как хозяин с рабом". В главе Торы "Мишпатим" (22;24) написано: "Когда ты исполняешь заповедь дать в долг нуждающемуся из народа моего, бедняку, с тобой, не веди себя с ним как хозяин с рабом [а наоборот, веди себя так, как будто вообще он ничего у тебя не занимал], не обязывай его выплачивать тебе проценты"1. Объясняет Рамбам в "Книге заповедей" (запретительная заповедь 234), что ростовщику не только запрещено притеснять человека, попавшего в затруднительное положение и вынужденного взять у него в долг (нельзя запугивать его, позорить, требовать возврата долга, когда известно, что занявший пока еще не имеет возможности расплатиться), но также запрещено требовать с должника проценты. 2), 3) В главе Торы "Беар" (25;37) написано: "Эт касс пехо ло титен ло бэ нешех у вэ марбис ло титен охлехо" "Деньги свои не давай под проценты и под проценты не одалживай продукты". Этот отрывок содержит сразу два запрета, обращенные к ростовщику. Тора называет прибыль от ссуды иногда словом нешех, а иногда словом марбис. Раши объясняет значение слова нешех как "укус": проценты, начисляемые на ссужаемую сумму похожи на укус змеи. Сначала это маленькое незаметное пятнышко, а потом оно увеличивается до смертельных размеров. Таким образом, это слово подчеркивает, что занявший деньги терпит убытки. Слово "марбис" - производное от слова "много", "увеличение" - с другой стороны, ссуда под проценты является источником умножения имущества ростовщика. 4) В главе "Беар" сказано (25;36): "Ло тиках ме ито нешес вэ тарбис" "Не бери с него проценты ( нешех [см. объяснение выше] и тарбис), бойся Вс-сильного и [помоги] жить брату твоему с тобой". 5) "Ло тасимун алав нешех" Окончание приведенного выше (1) отрывка из Торы переводится как "Не обязывай его выплачивать тебе проценты" 6) "Лифней ивер ло титен михшоль" "Не подставляй ногу слепому" Запрещено давать другому плохой совет или поддерживать преступающих закон, так как они ослеплены своими желаниями. Ростовщик, предлагая ссуду под проценты, "подставляет ногу" человеку, вынужденному взять эту ссуду, поскольку тот, согласившись, тоже нарушит закон.
Я надеюсь, прочитав этот текст Рамбама, у многих откроются глаза о лицемерии религиозного государства хотя бы в отношении ссуд на квартиры и прочих банковских ссуд. Тут нужно либо отделять государство от религии, либо соблюдать религиозные законы. Третьего не дано. Вернее, третье - это как раз ложь и лицемерие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий