Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 31 декабря 2011 г.

Алексей Решетов



Представляем стихи уже умершего екатеринбургского поэта Алексея Решетова. Здесь же читайте статью Роберта Белова (Пермь) "Белый свет, белый лист", посвященную его памяти:
А у Лешки начало исполняться одно из многих его предречений: "Собрать бы последние силы, Склониться над белым листом И так написать о России, Как пишут о самом святом. Она тебе зла не попомнит. Попросишь прощенья - простит. Настанет твой час - похоронит. Приидет пора - воскресит." Именно так он и писал. И именно стихами его она его - непременно воскресит.














* * *
Я знал человека, О нем,
Должно быть, вы слышали прежде:
Он в свой непостроенный дом
Входил в непошитой одежде.
Садился поближе к огню
В несуществовавшем камине
И ласково гладил жену,
Хотя ее нету в помине.
И в этой нелегкой судьбе
В особенно горькие миги
Искал утешенья себе
В никем не написанной книге.

* * *
Сюртук засаленный и драный,
И на губах запекся бред,
Зачем, зачем, художник странный,
Ты создавал автопортрет?
Зачем не сглаживал пороки,
Чтобы не ставили в вину
Тебе их некие пророки,
Чредой стекаясь к полотну?
Зачем пристанище сырое
Убогой свечкой освещал
И не писал своих героев,
А впалой грудью защищал?

* * *
Мы сбирали чернику в бидоны
И в ложбинке с травой-муравой
Вдруг наткнулись на пару бездомных,
Отыскавших уют даровой.
Им, нагим, комары не мешали,
Их ничьи не смущали шаги.
И сливались они, и дышали,
Как уставшие в схватке враги.
И пока мы, столпы соляные,
Даже шагу ступить не могли,
Эти грешные люди земные
Всех античных божеств превзошли.
И сверкала пустая бутылка,
И шумела на соснах хвоя:
- Это, милые, вам не Бутырка.
Наслаждайтесь свободой, друзья!

ГОЛУБЫЕ ЦВЕТЫ

Недалёко от пермской тюряги,
Где, надеюсь, не сиживал ты,
В прикладбищенском тихом овраге
Расцвели голубые цветы.
И сжимается сердце в обиде:
Я один этим венчикам рад:
Ни острожники их не увидят,
Ни усопшие их не узрят.
Для чего же старалась природа
Создавать образцы красоты,
Если жизнь, и любовь, и свобода –
Лишь синонимы жалкой тщеты?
Для чего же весь мир
этот создан,
Где цветы так чисты и нежны,
Но для тех недоступны,
     как звезды,
А для этих уже не нужны.

МИХАЙЛОВСКОЕ

И не видать в окне Россию,
Всю погруженную во мглу,
И только перышком гусиным
Скрипит сверчок в своем углу.
И льются нянюшкины песни,
Как будто слезы по щеке,
И драгоценных женщин перстни
Горят на пушкинской руке.
И на одной из стен лачужки
В глухом неведомом краю
Тень стихотворца
       тенью кружки
Пьет участь горькую свою.

* * *
Памяти Н. Ф. Домовитова
Мы бомжи от поэзии, мы шваль,
Мы нищие с протянутой рукою.
Мы клоуны. Но Господу нас жаль.
И он дарит нас вечною строкою.

* * *
Нет детей у меня. Лишь стихи
Окружают меня, словно дети,
Но они и бледны, и тихи,
Не живут они долго на свете.
Дорогой, потерпи до утра,
Золотой, подожди до рассвета,
Завтра утром придут доктора,
Мы на дачу уедем на лето.
…И опять – словно снег – черновик,
И перо – словно посох скрипучий,
И рука – как безумный старик,
И свеча – как звезда из-за тучи.

СТИХИ О ЗАРЫТОМ ТАЛАНТЕ

Зачем ремесленник, кустарь,
Когда есть вещий Дант?
Возьму лопату и фонарь,
Зарою свой талант.
Он столько лет мне жить мешал,
Как призрак и кошмар.
Он всех житейских благ лишал
Меня –
мой жалкий дар.
Но я его перехитрил.
Я сделал верный ход.
Я глубоко его зарыл, -
Пусть кровь мою не пьет!
Так отчего же всё окрест
Черно средь бела дня?
И я хочу,
    чтоб он воскрес,
Чтоб он простил меня.

* * *
Опущу усталую главу:
Поздно для хорошего поэта
Я узрел подземную траву
И потоки косвенного света.
То, что рядом, - надоело брать,
Что подальше – всё никак не трону,
Только глажу новую тетрадь –
Белую, голодную ворону…

* * *
Чтоб обращаться к миру,
Паче того – к богам,
Нужно хотя бы лиру,
Ежели не орган,
Ты же от всех в сторонке,
Радуясь и грустя,
Песенки на гребенке
Складывал, как дитя.

* * *
Я снова русской осенью дышу,
Брожу под серым солнышком осенним,
Сухой цветок отыскиваю в сене
И просто так держу его, держу.
Я говорю: отыскивай, смотри,
Пока не в тягость дальняя дорожка,
Пока вкусна печеная картошка
С еще сырым колесиком внутри.
А между тем зима недалека,
Уже глаза озер осенних смеркли,
Лишь вены на опущенных руках
Еще журчат, еще перечат смерти.

* * *
Журавли собирают пожитки.
Небо в трещинах, как потолок.
Три-четыре хороших снежинки –
И пиши по теплу некролог.
Я и сам, как природа, невесел,
Промотал свое счастье, гляжу.
И, как будто просроченный вексель,
Желтый лист облетевший держу.
Вы не знаете, что это значит,
Когда воет, как баба, пила
И на маленькой брошенной даче
Мыши нюхают ножки стола.

* * *
Жизнь моя была легка.
Я всегда имел, дружище,
И щепотку табака,
И клочок бумаги писчей.
Как далекая звезда
С небосвода буревого,
Улыбалось иногда
Чудом найденное слово.
Только женского тепла
Постоянно не хватало.
Сердце льдом пообрастало.
Ну да ладно, жизнь прошла.

* * *
Ты молода, мой друг,
а я поэт,
И, стало быть, мне много тысяч лет.
Я много раз рождался и старел
И на высоком пламени горел.
Ты молода, а на мое чело
Извечное страдание легло.
И вот опять
        всю ночь пишу стихи,
А за окном – вторые петухи.
И от вторых до третьих петухов
Не более полутора веков.

* * *
Дерево возле пивного ларька,
Ты мне любимой моей показалось.
Я любовался тобою, пока
Пивом канистра моя наполнялась.

Той же прически осенняя медь.
Те же движенья и та же осанка.
Множество милых совпавших примет.
Даже недавно зажившая ранка.

Дерево возле пивного ларька,
Я не решился к тебе прикоснуться
Слабой, дрожащей рукой старика.
Только глядел и боялся очнуться.

ГЁТЕ

Мне снится, что в каменном гроте
Я скрылся и к щелке приник.
И ходит по берегу Гёте,
Прекрасный, как боги,
   старик.
Он воздухом вечности дышит
И тростью, зажатой в руке,
Легенду о Фаусте пишет
На небе, на млечном песке.
Он ходит, бессмертный
     и старый,
Один на вселенском ветру.
И нет ему ровни и пары:
Я скоро проснусь – и умру.

* * *
Если жизнь имеет продолженье,
Где-то там, за Летою-рекой,
Снова погружусь в стихосложенье,
Сгорблюсь, как бывало, над строкой.

Вспомню все подробности, детали,
Добрые порывы и дела,
Чтоб мои читатели сказали:
- Как прекрасна наша жизнь была!


Публикацию подготовил ЮРИЙ БЕЛИКОВ









Комментариев нет:

Отправить комментарий