Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 21 января 2012 г.

Об Осипе Мандельштаме и его отношении к еврейству


Абрам Соломоник

Осип Мандельтам, 1923 г.
mand192314 декабря 2011 года, в Иерусалимской городской библиотеке состоялось обсуждение книги Наума Ваймана, проживающего в Израиле, и русско-еврейского философа из Москвы Матвея Рувика, книги, посвященной великому Осипу Мандельштаму. Книга эта называется "Шатры Страха" (?!) и вышла в свет в московском издательстве в начале этого года. Израильский автор книги презентовал ее читателям и объяснил  принятую в ней трактовку некоторых стихов Мандельштама и позицию поэта по отношению к "еврейству", а также ряд аспектов его идеологии и настроений в разные периоды жизни.  Как известно, О. Мандельштам, будучи евреем (правда из богатой и во многом ассимилированной семьи), еврейство не жаловал. Он откровенно писал об этом в своих прозаических произведениях и в некоторых строках своих стихов; более того, он крестился и принял христианство. Это случилось на пороге его поступления в университет; и существует мнение, что крещение было вызвано его желанием преодолеть препоны на пути к высшему образованию. Тем не менее, крещение состоялось, и Мандельштам впоследствии выступал горячим поклонником христианских идей.
Эдуард Багрицкий
bagrickyВ ходе презентации Вайман намеренно расширил тему, сопоставив позиции Мандельштама и других видных представителей русско-еврейской культуры того периода, периода ломки черты оседлости и освобождения русского еврейства от материального и духовного гетто, в котором они находились вплоть до февральской революции 1917 года. Во время февральской, а тем более, большевистской революции евреи почувствовали себя свободными не только от законов царской власти, но и от довлевшей над ними религиозной доктрины двухтысячелетней давности и, очертя голову, бросились помогать тем силам, которые помогли им почувствовать себя свободными людьми. Именно в этой части еврейства нашли поддержку большевистские лидеры, которые справедливо указывали на то обстоятельство, что именно на евреев им приходилось опираться в своих реформах и практической деятельности сразу после революции и много позже.

Известны слова Ленина и других ведущих деятелей коммунистического движения по этому поводу. Это же обстоятельство привело множество евреев в стан большевиков, и они не скрывали, почему так произошло. Массовая поддержка евреями большевистского переворота делала их в глазах русского населения основной движущей силой коммунистической власти. Доказательства тому можно было увидеть на каждом шагу, что и повлияло на отношение русского населения к евреям вообще. Не поняв противоречивого характера еврейского начала в большевистской революции, мы не сможем понять и того отрицательного отношения к еврейству со стороны его талантливейших представителей, которыми во всех отношениях мы вправе гордиться.
Борис Пастернак
Вpasternak процессе обсуждения, наряду с именем Осипа Мандельштама, вспоминали и имена Бориса ПастернакаЭдуарда Багрицкого иИосифа Бродского. Бродского мы пока оставим в покое, поскольку он жил совсем в иной период, и его не волновали вопросы освобождения евреев не только от материальных стеснений черты оседлости, но и от ее догматического влияния на умы еврейской массы. Что же касается Багрицкого и Пастернака, то их взгляды слишком хорошо известны, чтобы понять, почему они тяготились своим еврейством и резко от него откалывались. Подобно Мандельштаму они видели, как далеко ушел цивилизованный мир от доисторических времен, в которые возникла еврейская религия, но которые она пыталась пропагандировать и консервировать в повседневной жизни народных масс еще и в наш период. Достаточно было пожить в иных условия, а не в чисто еврейской среде, чтобы почувствовать этот контраст и принять сторону современной цивилизации.

Между тем, Наум Вайман, справедливо обозначив отвращение Мандельштама к тому еврейству, которое тот видел в черте оседлости, его решительно осуждает, чуть ли не выставляя антисемитом. И это – постоянный мотив многих вполне интеллигентных представителей русскоговорящей части государства Израиль, да и не только государства Израиль. По их мнению, если ты выступаешь против закосневшей религиозной догмы, возвращающей нас к давно прошедшим временам, то ты выступаешь против "еврейства", ты – антисемит и хочешь, чтобы евреи ассимилировались среди других народов. В конечном итоге, такая позиция ведет к крайнему национализму, к отторжению от центрального общечеловеческого направления развития и к возрождению средневекового гетто на базе современного Израиля.
Эти люди не в силах понять, что мы живем в эпоху интеграции населения земного шара в едином, но многонациональном целом, что националистические идеи, которые были популярны еще полвека тому назад, сегодня уже не работают. Что, объявляя противников сегодняшнего состояния страны "предателями" и "изменниками", они порождают крайнюю и реакционную по своей сущности идеологию, оправдывающую нашу изолированность на международной арене, возвращение к средневековым обычаям, типа отделения мужчин от женщин в синагогах, на улицах и на транспорте; пренебрежение к другим нациям и религиозным конфессиям и другие подобные прелести, которые расцветают пышным цветом в нашем с вами государстве.

Альберт Эйнштейн
einshteinЯ пишу об этом с большой горечью, потому что сам постоянно подвергаюсь подобным нападкам. Высказывая отрицательные воззрения по поводу сегодняшнего реакционного влияния религии на повседневную жизнь нашего общества, я оказываюсь в лагере "антисемитов" и "врагов". Говоря, что религия, которая в прошлом была, действительно, нашим якорем спасения, превратилась в гири на ногах, мешающих нашему продвижению вперед, я чувствую на себе суровые взгляды осуждения. Правда, это осуждение всегда сопровождается реверансами в связи с тем, что я немало способствовал распространению иврита среди русского еврейства, но это мне мало помогает в повседневном общении с моими соотечественниками. По себе я чувствую, как быстро и в худшую сторону (конечно, с моей колокольни) изменяется ситуация в стране. Если в прежние времена русскоязычная пресса охотно предоставляла место моим статьям, то сегодня страницы наиболее распространенных газет прочно для меня закрыты. Вот тебе и свобода печати!
Бенедик Спиноза
spinozaА ситуация гетто стремительно нарастает. Все больше становится школ, существующих за счет всех налогоплательщиков (в том числе и неверующих), которые воспитывают людей, абсолютно враждебных существующей в мире действительности и первоначальным идеям сионизма. Мы отгораживаемся от мира не только реально существующими заборами, но бесчисленными законами наших "еврейско-ориентиро­ванных" законодателей. Значительные области исполнения законов (скажем, семейное право, права наследования, захоронение умерших и т. д. – до бесконечности) отданы на откуп религиозным деятелям, чего нет ни в одном современном и идеологически продвинутом государстве. И так далее, и тому подобное. И чем дальше, тем сильнее.


Естественно, что я и такие как я, выступают против всего этого. Это, однако, не означает, что я антисемит. Я за еврейство Спинозы, за еврейство Эйнштейна и других ученых, за еврейство тех, кто высказывался против и подвергался за это гонениям со стороны консервативной части еврейского общества. Словом, за еврейство тех, кто считает, что мы не должны противопоставлять себя остальному человечеству, но должны играть с ним в одну игру, иногда даже в ней лидируя. Что не только не приносит еврейству бесчестья и позора, но вознаграждается уважением и равенством с передовыми представителями человеческого рода.  
Взято с сайта - http://www.demcharter.org/

Комментариев нет:

Отправить комментарий